Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Интеллектуальная собственность - 5 экологическое лицензирование и сертификация

5 экологическое лицензирование и сертификация

5 экологическое лицензирование и сертификация

Лицензирование в области экологической безопасности


Экологическое лицензирование — это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования.

Если имеет место использование природного ресурса, то требуется лицензия на природопользование.

Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом. При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы. Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.

По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса — на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации. В основном, все лицензии и разрешения прописаны Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Некоторые виды деятельности подпадают под действие экологических кодексов и иных положений о лицензировании.

Виды экологического лицензирования Как правило, для предприятий крупного-среднего бизнеса экологическое лицензирование заключается в получении следующих документов:

  1. Лицензия на обращение с отходами 1-4 классов

Лицензия на отходы необходима, чтобы владеть, пользоваться или распоряжаться отходами 1-4 класса опасности (в терминологии ФЗ). Штрафы для юридических лиц за несоблюдение закона – 100 000 — 250 000 рублей.

С 1 июля 2015 вступил в силу закон Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который обязывает юридические лица иметь лицензию на отходы по всем шести видам деятельности, прописанным для отходов 1-4 класса опасности.

Если ранее лицензия требовалась только для обезвреживания и размещения отходов, то с 01.07.2015 лицензируемыми стали: сбор, транспортирование, обработка и утилизация.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов 1-4 классов опасности без лицензии с 01.01.2016 не допускается.

Новые лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов необходимо получить до 1 января 2016 года; лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности сохранят свое действие до 1 января 2021 года и их можно будет переоформить.

На какие виды деятельности вам нужна лицензия по отходам? Лицензия на сбор отходов. Сбор отходов – первый этап обращения отходов. Например, сбором является поступление отходов от арендаторов (юр.

и физ. лиц) в бизнес-центре. При этом накопление (т.е. временное складирование до 6 месяцев) не лицензируется.

Нужно лишь следовать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Лицензия на транспортировку отходов.

Транспортировка отходов – перемещение отходов за границы участка земли, находящегося в собственности юр. лица или ИП или предоставленного ему на иных правах. Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью. Лицензия на обработку отходов. Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.
Обработка отходов – любая подготовительная деятельность с отходами перед утилизацией: сортировка, разборка, очистка.

Лицензия на утилизацию отходов. Утилизация отходов – использование отходов для производства продукции, выполнения работ/ услуг. Например, утилизация некоторых бумажных отходов подразумевает повторное изготовление из нее упаковки (рециклинг).

Лицензия на обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов – как правило, сжигание или обеззараживание отходов в целях уменьшения негативного влияния на окружающую среду.

Сжигание отходов в целях отопления к обезвреживанию не относится.

Лицензия на размещение отходов. Размещение отходов – разделяют хранение и захоронение отходов. Хранение происходит на подготовленных местах сроком от 11 месяцев с целью последующей утилизации, обезвреживания или захоронения.

Захоронение – финал «жизни» отходов в хранилищах, где они изолируются от окружающей среды. Деятельность по накоплению отходов 1-4 класса и вся деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности (наименее опасный для окружающей среды вид отходов)опасности НЕ подлежит лицензированию с 1 июля 2015.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с отходами подлежат лицензированию по отходам 1-4 класса Ответственность за отсутствие лицензии по отходам КоАП РФ, ст.

8.2, предусматривает следующие виды наказаний: Физлица – штраф 1000 до 2000 рублей Должностные лица – штраф от 10 000 до 30 000 рублей ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Юридические лица – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток. КоАП РФ, ст. 247 о нарушении правил обращения с экологически-опасными веществами и отходами предусматривает: Угроза вреда здоровью или окружающей среде – штраф до 200 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за 18 месяцев, либо ограничение/лишение свободы до 2 лет, либо принудительные работы до 2 лет Те же деяния, плюс загрязнение окружающей среды, массовую гибель животных и пр.

– штраф от 100 000 до 300 000 рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода от 1 до 2 лет, либо ограничение/лишение свободы до 5 лет, либо принудительные работы до 5 лет Те же деяния, повлекшие смерть человека или массовые заболевания – лишение свободы до 8 лет Требования для оформления лицензии по отходам Предприятия должны удовлетворять лицензионным требованиям:

  1. Производственный контроль соблюдения установленных процедур по обращению с отходами
  2. Наличие помещений, специально оборудованных объектов для размещения отходов, знаков на транспортных средствах по вывозу отходов.
  3. Положительное заключение Госэкспертизы по проектной документации -вышеупомянутых объектов
  4. Санэпид-заключения (выдаются в Роспотребнадзоре) о соответствии правилам объектов и имущества, которое лицензиат собирается использовать под деятельность, связанную с отходами
  5. Наличие паспортов отходов
  6. Наличие сертификатов в области работы с отходами 1-4 класса, подтверждающими профподготовку в данной области.

С целью получить лицензию на отходы соискатель направляет в лицензирующий орган пакет документов (в соответствии с 99-ФЗ, ст. 13, часть 1):

  1. заявление на лицензию, в приложении к которому идут документы:

заверенные копии учредительных документов (или копии с предъявлением оригинала);

  1. копии трудовых договоров и приказов о зачислении на работу;
  2. копии документов на промбазу, стоянку, здания, сооружения и т.д., которые будут использоваться в составе лицензионной деятельности (это бывает: свидетельство о праве собственности, договор (суб-)аренды, акт и приказ о передаче в оперативное пользование и т.д.);
  3. приказ о назначении должностного лица, которое отвечает за допуск сотрудников к работе с отходами;
  4. лист с описью указанных документов.
  5. положительное заключение госэкспертизы по проектной документации всех объектов, задействованных в обезвреживании и размещении отходов.

    Не относится к объектам, получившим разрешение на строительство до 30.12.2008 — т.е. до даты вступления в силу ФЗ-309 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;

  6. реквизиты из разрешения на строительство/ввод в эксплуатацию капитального строения, выданные в период с 18.12.2006 по 30.12.2008 (т.е. с момента вступления в силу закона ФЗ-232 и по вступление в силу закона ФЗ-309) — для работ по обезвреживанию и размещению опасных отходов;
  7. платежка об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
  8. перечень видов отходов, на которые требуется лицензия (включая наименование, класс опасности и код ФККО каждого вида отхода);
  9. копии документов оборудования и установок, задействованных в выполнении заявленных работ.

    В данном случае это – технологический регламент или иной технический документ описывающий технологию, заключение госэкспертизы на технологию, техническая документация на саму установку (ТУ, сертификат ГОСТ РФ, санитарно-эпидемиологическое заключение (при наличии), допуск от Ростеха, и т.д.;

  10. перечень работ, соответствующих указанным видам отходов;
  11. СанЭпид заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, планируемые к использованию для выполнения заявленных работ. (Получение может входит в пакет услуг проектной организации по получению лицензии);
  12. копии свидетельств/сертификатов на право работы с отходами (на руководителя или его зама и на работников, находящихся в штате и непосредственно задействованных на работе с отходами);
  13. копии материалов, подтверждающих наличие системы производственного контроля (ранее ППЭК).

    С учетом принятия ФЗ-458 система производственного контроля делается по всем направлениям: воздух, вода, отходы;

  1. Лицензия на недропользование (в т.ч.

    в части обращения с водой)

Подземные воды считаются одним из полезных ископаемых. Соответственно юридическое лицо, обладающее водозаборной скважиной, является недропользователем.

Следовательно, у владельца должна быть лицензия на недропользование.

Это указано в законодательстве Российской Федерации (ЗАКОН РФ № 2395-1 «О НЕДРАХ»), где говорится, что предоставление недр в пользование оформляется наличием специализированного документа — лицензии, что является разрешением от государства на недропользование. Лицензия на недропользование выдается для того, чтобы:

  1. создание особо важных и охраняемых объектов;
  2. провести все необходимые геологические изучения подземных недр;
  3. осуществлять строительство и пользоваться ресурсами под землей;
  4. разрабатывать месторождения и добычи ископаемых;

Получение лицензии на недропользование дает её владельцу официальное разрешение на добычу полезных ископаемых. Лицензия дается организации на определенный период времени, обычно это 25 лет, но некоторые из них могут быть без ограничения по времени.

Этапы получения лицензии на недра: -Первым делом проводятся геофизические исследования территории в месте предполагаемого бурения скважин.

Это делается для изучения пород и водоносных горизонтов.

-Далее оформляется лицензия с целью геологического изучения участка недр. -Данный вид лицензии действует 5 лет.

В ней прописываются мероприятия, которые необходимо провести, чтобы получить основную лицензию на добычу подземных вод. Следующим этапом проводятся работы по бурению артезианской скважины. После отбираются пробы и проводятся анализы (химический, бактериологический, радиационный) воды из скважины аккредитованной лабораторией, получается экспертное заключение на эти анализы.

Параллельно с этим разрабатывается и согласовывается проект Зон санитарной охраны источника водоснабжения.

Для согласования проект сначала подают на экспертизу в экспертную аккредитованную организацию для получения экспертного заключения.

Вторым этапом проект с экспертным заключением подается в территориальное управление Роспотребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения. Последняя инстанция, в которую уходит проект ЗСО является Комитет по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга или Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Последняя инстанция, в которую уходит проект ЗСО является Комитет по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга или Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.

После проводится оценка запасов недр (ОЗПВ) Следующим этапом материалы оценки запасов подземных вод подаются на экспертизу в территориальную комиссию по запасам (ТКЗ), где выдается протокол с утвержденными запасами подземных вод по участку одиночного водозабора В итоге собираются все документы, необходимые для лицензии и подаются в Департамент по недропользованию субъекта РФ, где и происходит получение лицензии на пользование недрами в целях добычи подземных вод. Лицензия на недра может быть выдана при предоставлении следующего пакета документов:

  1. Выписка из государственного реестра юридических лиц;
  2. Правоустанавливающие документы на земельных участков, на которых будет производиться все работы с недрами;
  3. Свидетельство о постановке на учете у налоговых органов;
  4. Документы, которые подтверждают финансовую состоятельность индивидуального предпринимателя;
  5. Устав или учредительный договор, который предварительно должен быть заверен нотариусом;
  6. Свидетельство о внесении записи в Единый государственном реестре юридических лиц;
  7. Индивидуальный предприниматель должен предъявить все документы, которые, несомненно, подтверждают его личность – то есть персональные данные (Ф.И.О, место жительства и т.д.);
  8. Копия договора или свидетельства, что данное юридическое лицо действительно является индивидуальным предпринимателем;
  9. Предложения заявителя по условиям использования недр;

Штраф за отсутствие лицензии на воду согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 г.

№ 380-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

пункт 7.3. составляет от 800 000 рублей, при этом либо получение лицензии и прохождение всех этапов согласования, либо ликвидация скважины.

  1. Экологическая сертификация

Проводится для обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст.31 Закона об охране окружающей среды).

Предусматривается четыре вида объектов экологической сертификации:

  1. продукция природоохранного назначения (природоохранные технологии, продукция, услуги);
  2. объекты окружающей природной среды (природные ресурсы, природные компоненты);
  3. источники загрязнения окружающей среды (производства, технологические процессы, отходы и др.);
  4. экологические информационные ресурсы, продукты и технологии (базы данных, программные продукты, модели загрязнения).

Экологический сертификат или экознак является определяющим фактором конкурентоспособности для большинства продукции. Оценке соответствия подлежит не только готовая продукция, предназначенная для потребителя, но и система экологического управления (СЭУ) предприятия в целом.

В 90-х годах начались работы по стандартизации СЭУ, создан технический комитет ИСО/ТК 207 «Управление окружающей средой». В 1996г. комитет разработал комплекс стандартов серии ИСО 14000, распространяющихся на управление экологическими аспектами деятельности предприятий.

Согласно этим стандартам, СЭУ определяется как составная часть общей системы административного управления предприятием, служат целям управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции. Основная задача СЭУ – управление экологическим риском. Стандарты ИСО 14000 (многие приняты как ГОСТ Р) можно разделить на три группы:

  1. стандарты общего назначения – ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ИСО 14001:1996) «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению», ГОСТ Р ИСО 14004-2007 (ИСО 14004:1996) «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания принципам, системам и средствам обеспечения функционирования», ГОСТ Р ИСО 14050-99 (ИСО 14050-98) «Управление окружающей средой. Словарь»;
  2. стандарты на правила проверки и оценки СЭУ – ГОСТ Р ИСО 14010-98 (ИСО 14010: 1996) « Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ИСО 14031:1996 «Управление окружающей средой. Оценка окружающей среды. Руководящие указания»;
  3. стандарты, ориентированные на продукцию – ИСО 14020:1998 «Экологическая маркировка и декларации. Основные принципы»; ИСО 14021:1998 «Экологическая маркировка и декларации. Декларации об окружающей среде»; ИСО 14024:1998 «Экологическая маркировка и декларации. Экологическая маркировка 1-го типа. Принципы и процедуры»; ГОСТ Р ИСО 14040-99 (ИСО 14040:1997) «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»; ИСО 14041:1998 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области. Анализ»; ИСО 14042 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия»; ИСО 14043 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация».

Основными объектами проверки при сертификации СЭУ являются:

  1. экологичность продукции на этапах маркетинга, разработки, изготовления, потребления и утилизации.
  2. деятельность по обеспечению, управлению и улучшению охраны окружающей среды в организации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001;
  3. технологические этапы производства, при которых возможно появление продуктов, вызывающих загрязнение или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду непосредственно своим появлением или за счет увеличения концентрации выбросов (сбросов) за определенный интервал времени;

Экологическая сертификация может проводиться в обязательной и добровольной областях.

Обязательной сертификации подлежат объекты, которые в соответствии с действующим законодательством должны отвечать:

  1. сохранению биологического разнообразия.
  2. требованиям по охране окружающей среды;
  3. обеспечению экологической безопасности;

Объекты обязательной экологической сертификации:

  1. виды животных и растений, попадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, добытые в открытом море судами РФ.
  2. продукция, вредная для окружающей среды, озоноразрушающие вещества, предполагаемые к ввозу в РФ и вывозу из РФ, а также товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;
  3. отходы производства и потребления;
  4. системы управления охраной окружающей среды, регламентируемые международными стандартами;
  5. экологически вредные технологии, используемые на промышленных и опытно-экспериментальных объектах предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности;

Кафедра Экологии

Экологическая мировоззренческая установка современного специалиста определяется способностью его к природосообразной деятельности в любых биосоциальных сферах и в различных направлениях антропогенной активности.

Специалист в сфере деятельности «Экологический менеджмент и инжиниринг» должен понимать смысл современных проблем взаимодействия общества и природы с современных позиций устойчивого развития, разбираться в причинной обусловленности возможных негативных воздействий тех или иных производств на окружающую природную среду, уметь квалифицированно оценить характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу, увязывая решение производственных задач с соблюдением соответствующих природоохранных требований. Экологическая сертификация и лицензирование являются одними из базовых элементов регулирования воздействия производственной и иной хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды, обеспечения соблюдения существующих экологических регламентов и нормативов.

Трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед.; форма контроля – экзамен; ведущий преподаватель – к.с.-х.

н., доцент Сластя И.В. Знать функции и задач экологической сертификации и лицензирования, ознакомление с перспективой их развития; изучение основных терминов и понятий; изучение принципов, структуры, органов и порядка проведения экологической сертификации и лицензирования.

Освоить опыт стандартизации и экологической сертификации в зарубежных странах. Овладеть нормативно-правовой базой в сфере экологической сертификации, стандартизации и лицензирования в РФ.

Разбираться в сертификации систем экологического менеджмента организаций и территорий, структуре экологического паспорта.

Связывать качество продукции с проблемами стимулирования производства экологически безопасной продукции.

Разбираться в метрологическом обеспечении аналитических работ при проведении экологической сертификации. Представлять себе сертификацию как процедуру подтверждения соответствия.

Получить практические навыки в процедуре сертификации. Изучить организационную структуру системы экологической сертификации.

Понимать общие положения об экознаках. Владеть методологией экологической маркировки продукции. Направленность данной дисциплины и теоретическая и практико-ориентированная.

Дисциплина «Экологическая сертификация и лицензирование» включена в цикл Б1.В.ОД.7 дисциплин Учебного плана подготовки магистров по направлению 35.04.03 «Агрохимия и агропочвоведение», программе «Экологический менеджмент и инжиниринг».

Известные экологи

Владимир Вернадский Эдуард Зюсс Джеймс Лавлок Экологическое лицензирование.

Это система мероприятий, направленных на регулирование природопользования путем разработки экологических требований и ограничений и выдачи разрешений на определенные виды деятельности.

Оно является рычагом управления природопользованием и охраной окружающей среды. Лицензирование осуществляется в форме выдачи лицензий на природопользование, а также специальных разрешение на использование отдельных видов ресурсов и выброс (сброс) отдельных видов загрязняющих веществ в окружающую среду. Лицензия (разрешение) — это документ, регулирующий взаимоотношения между специально уполномоченными природоохранными органами и природопользователями.

Экологическому лицензированию подлежат следующие виды деятельности: — утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (материалов, веществ); — проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; — осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Деятельность предприятий и объектов транспорта регламентируется путем выдачи лицензий.

Владелец лицензии на право предоставления перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с транспортным процессом, обязан выполнять, наряду с требованиями Устава определенного вида транспорта, правил перевозок и технической эксплуатации подвижного состава, других специальных положений и правил, также требования экологической безопасности. Лицензии выдаются на определенный срок: 3 месяца, 1 год или 5 лет региональными отделениями Российской транспортной инспекции (РТИ), за исключением лицензий на международную транспортную деятельности, которые оформляет центральный аппарат РТИ при Министерстве транспорта РФ.

Экологическая сертификация. Все составляющие перевозочного процесса и других видов деятельности на транспорте, связанные с потенциальной опасностью причинения вреда экологическими системам (подвижной состав, топливно-смазочные и другие материалы, оборудование, технологии, перегрузочные комплексы и т.д.) должны быть сертифицированы на соответствие действующим технологическим и экологическим требованиям.

Экологическая сертификация. Все составляющие перевозочного процесса и других видов деятельности на транспорте, связанные с потенциальной опасностью причинения вреда экологическими системам (подвижной состав, топливно-смазочные и другие материалы, оборудование, технологии, перегрузочные комплексы и т.д.) должны быть сертифицированы на соответствие действующим технологическим и экологическим требованиям. Сертификация — средство предоставления потребителю гарантий в том, что приобретенное им изделие (технологический процесс, услуга) отвечает требованиям действующих нормативных документов, независимо от того, когда, кем и где оно изготовлено. Цель экологической сертификации — предотвратить возможные отрицательные последствия применения несоответствующих экологическим требованиям процессов, работ, услуг, которые приводят к повышенной нагрузке на окружающую среду.

Система сертификации должна быть ориентирована на поэтапное ужесточение экологических требований. Сертификация транспортной продукции и услуг предусматривает: — определение соответствия образца продукции (услуги) установленным требованиям на основе приведенных испытаний; — проверку производственных процессов на наличие условий, обеспечивающих стабильный уровень характеристик безопасности; — выдачу Сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства; — инспекционный контроль за сертифицируемым объектом.

Экологическое лицензирование. Экологическая сертификация.

единый порядок выдачи лицензий на виды действий относительно ОС, включающий научно-аналитическую экономическую и политическую подготовку материала.

Группы лицензии (по объекту): 1. на природопользование 2. на осуществление видов деятельности, возможной благодаря факту существования природных ресурсов Виды деятельности по природопользованию и охране ОС от вредных воздействий Деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране ОС. По целям деятельности: 1. для удовлетворения личных нужд 2.

для извлечения прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности В зависимости от времени использования: 1.

разовые 2. многократные 1. срочные 2. бессрочные Составной частью являются лимиты на осуществление лицензируемой деятельности.

Лимиты — система экологических ограничений по территориям, которые представляют собой устанавливаемые природопользователем на определенный срок объемы предельного изъятия природного ресурса, либо объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОС, либо размещение отходов. Ограничение на изъятие природных ресурсов — природно-ресурсный иммунитет (= квоты). Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — собственный экологический иммунитет.

Экологическая сертификация — форма, осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов, требований, технических регламентов требованиям экологическим стандартов или условиям договоров Цель добровольной сертификации — соответствие национальным стандартам, системам добровольной сертификации и условиям договоров. Экологический контроль и экологическая экспертиза. Экологический контроль — система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны ОС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны ОС и обеспечения экологической безопасности.

Функции экологического контроля: 1.

предупредительная (=превентивная).

Направлена на предотвращение еще не начавшегося правонарушения 2. информационная функция. Направлена на сбор сведений об охраняемом объекте. 3. Карательная. Направлена на привлечение нарушителей экологического законодательства к ответственности. Виды экологического контроля: 1. по субъекту: — государственный — производственный — общественный — муниципальный 2.

по субъекту: — государственный — производственный — общественный — муниципальный 2.

по критерию направленности контроля: — внешний (надведомственный) — внутренний (внутриведомственный) 3. по объекту: — контроль состояния природных ресурсов (вод, лесов) — контроль обеспечения благоприятного состояния как ОС в целом, так и отдельных природных комплексов — контроль соблюдения экологических норм и правил природопользования в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности Государственный экологический контроль (=государственный контроль в области охраны ОС) — система мер, проводимых специально уполномоченными государственными органами РФ, субъектов, направленных на выявление, предотвращение и пресечение нарушений экологического законодательства. · Общая компетенция (Президент, правительство) · Специальная компетенция (РосТехНадзор и РосПриродНадзор) Постановление Правительства от 27.01.09 №53

«Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»

.

1. контроль за охраной атмосферного воздуха 2. контроль за деятельностью в области обращения с отходами, 3.

контроль за использованием и охраной водных объектов 4. контроль за использованием и охраной недр и животного мира 5. государственный земельный контроль 6.

лесной контроль 7. и др. Государственный экологический контроль осуществляет РосПриродНадзор и различные органы субъектов; государственные эксперты в области охраны ОС.

Постановление Администрации АО от 5.07. 2005 года Об утверждении перечня должностных лиц комитета по экологии Архангельской области, осуществляющих государственный экологический контроль. Специальный государственный экологический контроль проводится в виде предупредительного и текущего.

Задачей предупредительного контроля является недопущение действий, направленных на нарушения законодательства об охране ОС.

Проводится в основном на стадии планирования. Основной вид — экспертиза. Текущий контроль — на стадии эксплуатации объекта. Порядок проведения федерального экологического контроля устанавливается постановлением Правительства от 31.03.09

«о перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому объему»

Объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, связанные с использованием атомной энергии, связанные с обеспечением оборонной безопасности, относящиеся к производству ядовитых и наркотических веществ, вод континентального шельфа.

Особенности государственного экологического контроля: 1. носит надведомственный характер, охватывает все природные ресурсы и их состояния, а также деятельность любых природопользователей, независимо от подчиненности и природопользования. 2. Возможно применение государственными инспекторами мер административного принуждения (гл.8 КоАП).

Чаще всего штрафы. Общественный экологический контроль — осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, в соответствии с их уставами, а также гражданами, в соответствии с законодательством. Цель: осуществление проверки соблюдения требований экологического законодательства органами государсвтенной власти, местного самоуправления, ФЛ и ЮЛ, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

Как и государственный, общественный контроль имеет 2 формы: предупредительный и текущий.

Предупредительный общественных экологический контроль: 1.

проведение и участие граждан в общественных слушаниях 2.

участие в референдумах по экологическим вопросам 3. участие в проведении общественной экологической экспертизы 4. посредством рекомендации своих представителей для участия в проведении в государственной экологической экспертизе Текущий общественный экологический контроль: 1. в форме обращения с запросами о предоставлении информации о состоянии ОС 2.
в форме обращения с запросами о предоставлении информации о состоянии ОС 2. обращение в суд с исками об отмене решения о проектировании, строительстве и пр.

3. сообщение компетентным органам об известных им экологических правонарушениях Постановление главы Администрации АО 26.05.2006 №82

«об утверждении порядка организации общественного экологического контроля в АО и рассмотрении его результатов»

Производственный экологический контроль.

Он осуществляется экологической службой ЮЛ или ИП и имеет своей задачей проверку выполнения хозяйственной или иной деятельности, планов и мероприятий по охране природной среды, рационального использования природных ресурсов, соблюдению нормативов качества ОС и так далее. Оценка собственной деятельности.

Производится исключительно в форме текущего контроля. Постановление главы администрации от 13.12.05 №214

«Об утверждении порядка предоставления сведений об организации производственного экологического контроля»

.

6 

Понятие и назначение

Экологическое лицензирование – это право на использование природных ресурсов (вод, земель, недр и лесов) в ходе производства с указанием природоохранных отягощений и правил рациональной с экологической точки зрения деятельности. В первую очередь оно необходимо для того, чтобы максимального ограничить вред от токсичных отходов и выбросов мусора, без которых не обходится ни одно производство.

Процесс оформления и выдачи разрешений основывается на следующих законах и правоустанавливающих нормах:

  1. «Об охране окружающей среды».
  2. «Об использовании земель и недр».
  3. «Об охране вод».
  4. Закон «О животном мире».

Субъекты лицензирования – это физические и юридические лица, желающие получить разрешение на косвенное использование природных ресурсов в ходе производства. Объекты лицензирования – природные ресурсы, которые принадлежат государству и его гражданам, целостность которых находится под опекой природоохранных органов.

Основные виды лицензий и требования к ним

Экологическое лицензирование направлено на согласование (с участием государства) интересов граждан и организаций с возможностями природы, которые обычно находятся в состоянии взаимного противоречия.Процедура лицензирования состоит в получении лицензий на те или иные виды природопользования.

Лицензии должны содержать информацию о наименовании лицензирующего органа, включать идентификационные данные получателя лицензии, содержать установленные требования и условия осуществления описанного в ней вида деятельности, дату выдачи (и принятия решения о выдаче) лицензии и сроки , номер лицензии.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту В классификации лицензий в области используются различные критерии. По названию их подразделяют на собственно лицензии и разрешения. По объекту лицензии подразделяют в зависимости от территориального или природноресурсного признаков – по первому выделяют лицензии для природопользования на шельфовых акваториях, в исключительной экономической зоне, для использования пограничных водных объектов, по второму – лицензии водопользования, лесопользования, недропользования, пользования растительным и животным миром и др.

Лицензии также могут подразделяться на полученные для личных потребностей, той или иной хозяйственной деятельности, они могут предполагать изъятие или полное использование объекта, либо лишь частичное его использование.Лицензии могут выдаваться в соответствии с федеральным законодательством, или особыми экологическими законодательными и другими нормативными актами.

Экологическое лицензирование и экологическая сертификация.

Стр 7 из 10 Экологическая сертификация– специализированная деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта (продукции) предъявляемым к нему требованиям по экологической безопасности и охране окружающей среды. Сертификация готовой продукции играет огромную роль в контроле безопасности продукции для человека, его здоровья, жизни и имущества и для окружающей среды в целом.

В России обязательной экологической сертификации подлежат: 1) предприятия, производства, технологические процессы в черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической, оборонной промышленности; 2) объекты Министерства обороны РФ; 3) автотранспортные средства с бензиновым двигателем, тракторные и комбайновые двигатели, мобильная сельскохозяйственная техника; 4) работы и услуги природоохранного назначения, в том числе разработка экологического паспорта предприятия, разработка предельно-допустимого выброса (сброса) – ПДВ и ПДС, лимита использования природных ресурсов и размещения отходов; 5) проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС); 6) разработка паспорта почв, экологический аудит, услуги по анализу объектов окружающей среды; 7) отходы, опасные в экологическом отношении; 8) система управления охраной окружающей среды. Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензированиеявляется одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.

Для получения лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Такими органами в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне являются: Минприроды, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоз, Росгидромет и др.

Правом предоставления лицензии (разрешения) обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов.

В зависимости от вида лицензии (разрешения) определяется ее (его) содержание. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О недрах» лицензия на пользование недрами должна содержать: — данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию; — данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; — указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; — сроки действия лицензии и сроки начала работ; — условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; — условия выполнения установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по охране недр и окружающей среды; — некоторые другие элементы.

Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории. Исходя из этого, в лицензию на комплексное природопользование включаются: — перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия; — нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов; — перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов; — экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность; — сроки действия установленных экологических ограничений; — нормы экологической ответственности пользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии: штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование.

Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам. При наличии оснований орган, выдавший лицензию (разрешение), может приостановить ее (его) действие или аннулировать ее.

Наиболее типичным основанием для аннулирования является нарушение условий действия лицензии.

Наличие лицензии дает хозяйствующему субъекту возможность заключить договор на природопользование с исполнительным органом государственной власти. В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка.

При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования.

Лекция 4.7 : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. 

Экологическое лицензирование и экологическая сертификация

Стр 6 из 16 Экологическое лицензирование — совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий. Лицензия – официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности.

Лицензирование классифицируется по различным критериям. В зависимости от объекта лицензирования выделяется группа лицензий: – на природопользование, т.

е. определяющих права и обязанности пользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса; – осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса; – оказание воздействий на окружающую среду и ее компоненты (негативное или позитивное). По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные с изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п. В зависимости от сферы лицензирования выделяются лицензии на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т.

п. По субъекту выдачи лицензий: лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом экологического управления единолично, и лицензии, выдаваемые указанным органом по согласованию с другими специально уполномоченными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам. Российское законодательство устанавливает обязательные лицензии на осуществление деятельности в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе, на водопользование, на пользование недрами, животным миром, лицензирование лесопользования. Ответственность за нарушение правил экологического лицензирования предусмотрена УК РФ (некоторые составы незаконной добычи водных биоресурсов и др.) и многими статьями КоАП РФ.

Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях: • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; • создание экологически справедливого рынка. Сертификация направлена на достижение следующих целей: -содействие потребителям в компетентном выборе продукции; -защита потребителя от недобросовестности изготовления (продавца, исполнителя); -контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; -подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителям.

В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности (в том числе и других стран), признающие и выполняющие ее правила. При проведении сертификации они осуществляют взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран. Объекты сертификации — это то, что может подлежать сертификации.

В Российской Федерации к объектам сертификации относят продукцию, услуги, системы качества и производств. Система качества — совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Обязательная сертификация — это сертификация, которая вводится государством для определенной продукции на соответствие нормативным документам и проводится уполномоченными на то органами.

К нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся: — законы Российской Федерации; — государственные стандарты (в том числе принятые в России межгосударственные и международные стандарты); — санитарные правила и нормы (СанПиН); — строительные нормы и правила (СНиП); — другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к продукции. Признаки обязательной сертификации: -организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Госстандарт России.

По отдельным видам продукции организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляют другие государственные органы управления, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федерации; -сертификацию проводят органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные и получившие лицензию на проведение сертификации; -сертификация проводится только на соответствие нормативным документам государственного уровня (ГОСТ, ГОСТ Р, СанПиН, СНиН и т.п.); -сертификат имеет юридическую силу на всей территории РФ. Это значит, что отдельные регионы не имеют права оказывать недоверие сертификатам, выданным в других районах России.

Добровольная сертификация — это сертификация, которая проводится в зарегистрированной системе сертификации по инициативе заявителя на соответствие любым требованиям, определяемым заявителем. Признаки добровольной сертификации: -добровольную сертификацию может проводить любое юридическое лицо, зарегистрировавшее свою систему и знак соответствия в Госстандарте России; -требований к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий при добровольной сертификации нет; -сертификация может проводиться на соответствие требованиям любым документам (стандартам, техническим условиям, конструкторской документации, контрактам и т.п.);6 : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. : для животных. Схемы и конструкции.

: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). 

Получение разрешения на работу с черными и цветными металлами

Все предприятия, работы которых связана с металлами и их продуктами, должны получить соответствующую лицензию.

Этот вид разрешительной документации выдается Департаментом природопользования и охраны окружающей среды региональной исполнительной власти. Кроме производственной деятельности, лицензированию подлежит также работа, связанная со скупкой и продаже металлолома.

Лесные ресурсы и экологическое лицензирование в данном вопросе

Участки в муниципальной собственности и в государственной собственности могут предоставляться в аренду, безвозмездное, срочное, постоянное пользование. Договор аренды лесного участка заключается юридическими лицами по результатам аукциона, если же по продаже, можно без проведения торгов.

Также без проведения торгов по договору аренды возможно в случаях:

  • Инвестиционные проекты по освоению лесов
  • Строительство водохранилищ и искусственных водных объектов, линии связи, дорог и т д.
  • Будут проводиться геологические изучения недр

Формы договоров аренды лесного участка утверждаются Правительством РФ. Для получения экологического лицензирования и сертификации всегда нужна профессиональная помощь юриста, в нашем адвокатском бюро есть специалисты, готовые начать сотрудничество с вами. Юрист поможет не только с получением лицензии, но расскажет, как защитить себя, подробнее про работу по ссылке.

P.S.: если у Вас проблема — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок Поделиться Наше новое предложение — бесплатная консультация юриста через заявку на сайте.

Лицензия на отходы

Любая человеческая деятельность связана с образованием отходов (бытовых, производственных и другого характера). Существуют такие отходы, которые могут нанести значительный вред не только человеку, но и окружающей природе.

Чтобы регламентировать все процессы, связанные с возникновением, хранением, накоплением, перевозкой, утилизацией, использованием таких вредных отходов введена система лицензирования вредных и опасных отходов.

В этом случае экологическое лицензирование направленно на сбор доказательств того, что организация или предприятие имеют все возможности и ресурсы, чтобы обезопасить общество от этих вредных отходов. Оформить такой вид лицензии можно в Ростехнадзоре, как в центральном аппарате, так и в территориальных его органах.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+