Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Новая зеландия система права

Новая зеландия система права

Новая зеландия система права

Характерные черты правовой системы Новой Зеландии


Новая Зеландия попала в сферу действия общего права и статутов (законов) Британии, когда стала ее колонией (1840). Получение независимости в 1947 г. не устранило господства на её территории британских законов, принятых в 1840—1947 гг., если в них указывалось, что они распространяются на Новую Зеландию. До того бесправный в законодательном отношении новозеландский парламент (создан ещё в 1852 г.), проделал титаническую работу по замене ряда английских законов отечественными.

Однако система общего права сохранилась, обогатившись решениями высших новозеландских судов. Юристы Новой Зеландии признают силу судебного прецедента для себя и всех нижестоящих судов.

Судебными прецедентами считаются решения, принятые высшими судебными инстанциями как в Новой Зеландии (обязательный прецедент), так и в Англии, Австралии, Канаде и других странах англо-американского права (убеждающий прецедент). Законодательство Новой Зеландии характеризуется упорядоченностью. Предпочтение отдается не кодификации, а консолидации.

Созданы акты по важнейшим правовым институтам права. Однако ряд вопросов гражданского права (например, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда и др.) еще не консолидированы. Законы, как правило, созданы по английскому образцу.

Например, законы по вопросам деятельности компаний, торговли, транспорта составлены в соответствии с английским законодательством и нормами общего права. Уголовное законодательство (акт 1893 г.) испытало влияние проекта уголовного кодекса, составленного Дж.

Стифеном для Великобритании. В наши дни действует Закон о преступлениях 1961 г.

Это по существу уголовный кодекс.

Он действует вместе с Законом о полицейских нарушениях 1927 г.

(в редакции 1965 г. с последующими изменениями) и другими нормативно-правовыми актами.

Высшими судебными инстанциями в Новой Зеландии являются Апелляционный и Верховный суды.

Апелляционный суд (возглавляет систему судов) рассматривает апелляционные жалобы на постановления Верховного суда по гражданским и уголовным делам и постановления учреждений административной юстиции, арбитражного суда. Верховный суд (состоит из председателя и 25 судей) рассматривает сложные гражданские и уголовные дела, а также жалобы на постановления, вынесенные по ним магистратскими судами, в некоторых случаях — на решения органов административной юстиции. В рассмотрении гражданских дел Верховного суда участвуют присяжные заседатели.

Основная масса уголовных и гражданских дел (кроме дел о государственной измене, убийстве и т.

п.) рассматривается магистратскими судами — низшим звеном системы общих судов.

Профсоюзы

Раздел 110 Закона ЭР запрещает работодателям дискриминацию в отношении работников для их участия (или неучастия) в союзной или других сотрудников организации.

Закон ЭР признает, что существует

«присуще неравенство власти в сфере трудовых отношений»

и способствует ведению коллективных переговоров (раздел 3) в качестве способа вечера до несоответствия мощности между работодателями и работниками. Он также

«признают (s) роль профсоюзов в обеспечении коллективных трудовых интересов своих членов»

в разделе 12. Другое важное признание, содержащееся в законе, включают:

  1. Часть 4: признает работу профсоюзов в целом;
  2. Часть 8: признает право на забастовку.
  3. Часть 5: признает право на ведение коллективных переговоров, а также;

Право на объединение В соответствии с частью 3 профсоюзов Закон ЭР в Новой Зеландии имеют право на объединение:

  1. (Б) ни одно лицо не может, в связи с проблемами занятости, придавать какое-либо предпочтение или применять какое-либо неправомерное влияние, прямо или косвенно, на другом человек, потому что другой человек является или не является член профсоюза.
  2. (А) работники имеют свободу выбора того или нет, чтобы сформировать союз или быть членами профсоюза с целью продвижения своих коллективных трудовых интересов; а также

2011 референдум и избирательная комиссия 2012 отчета

был проведен в связи с , 57,8% избирателей , участвующих в голосовании , чтобы сохранить существующую смешанную пропорциональный (MMP) систему голосования.

Большинство голосов автоматически срабатывает в соответствии с Законом о выборах референдума 2010 независимый обзор из работы системы избирательной комиссией. Комиссия опубликовала консультационный документ в феврале 2012 года призыв к общественности, представленных на путях совершенствования системы MMP, с акцентом поставить на шесть областей: основы права на список мест (порогов), довыборы кандидатов, двойной кандидатуры, порядок кандидатов по партийным спискам, свес, и доля электоратом мест в список мест.
Комиссия опубликовала консультационный документ в феврале 2012 года призыв к общественности, представленных на путях совершенствования системы MMP, с акцентом поставить на шесть областей: основы права на список мест (порогов), довыборы кандидатов, двойной кандидатуры, порядок кандидатов по партийным спискам, свес, и доля электоратом мест в список мест.

Комиссия опубликовала предложение документа для консультаций в августе 2012 года, перед публикацией своего окончательного доклада 29 октября 2012 г. В докладе, Комиссия рекомендовала следующее:

  1. Отменив порог безопасности на один электорат — партия должна пересечь порог партии голосов, чтобы получить список мест.
  2. Сохранение статуса-кво на довыборы кандидатуры и двойную кандидатуру.
  3. Парламент должен рассмотреть вопрос о фиксации соотношения между электоратом мест и список мест в 60:40 (72:48 в парламенте на 120 мест)
  4. Снижение порога партии голосов от 5 до 4 процентов. Если порог 4 процентов введен, он должен быть рассмотрен после трех всеобщих выборов.
  5. Отменяющая предоставление свеса мест для лиц, не достигших порога — дополнительные избиратели будут составлены за счет списка мест, чтобы сохранить 120 депутатов
  6. Сохранение статуса-кво с закрытыми партийными списками, но более пристальным вниманием при отборе кандидатов списка для обеспечения партии соответствует их собственным правилам партии.

Парламент несет ответственность за выполнение каких — либо изменений в систему, которая была в значительной степени неизменной , поскольку она была введена в 1994 году для .

В ноябре 2012 года под названием оппозиции член Лейбористской партии выдвигался реализовать первые две рекомендаций, хотя законопроект должен быть выбран в вексельном голосовании члена. В мае 2014 года и сказали , что не было никакого межпартийного консенсуса по реализации результатов работы Комиссии, поэтому не будет вводить какие — либо законы.

Политико-государственное устройство Новой Зеландии

Новая Зеландия является парламентской демократией, членом Содружества, бывшее Британское, наций.

Конституция формируется законодательными актами новозеландского и британского парламентов. Но самым основным представляется Конституционный закон, который был принят парламентом государства в 1986 году. С точки зрения административно-территориального деления подразделяется на шестнадцать регионов.Крупнейшим городом и экономической столицей Новой Зеландии является город Окленд, представляемый Северным островом, население составляет 1,16 миллионов человек включая пригороды, захватывает территорию, которая равна 40% территории Парижа.

На Северном острове располагается так же столица основного сельскохозяйственного края государства (Вайкато) — город Гамильтон с населенностью 176 тысяч человек. Ещё два крупнейших города располагаются на Южном острове — Крайстчерч с населенностью 351 тысяч человек и самый шотландский по своему внешнему облику и духу город страны — Данидин с населенностью 113 тысяч человек.

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Главой государства Новой Зеландии является королева Великобритании, по новозеландскому законодательству несущая титул еще и королевы Новой Зеландии.

Она занимается назначением генерал-губернатора (с 2001 года Сильвия Картрайт) по представлению премьер-министра Новой Зеландии. Законодательная власть полностью в руках однопалатного парламента — палаты представителей. Её члены выбираются всеобщим, равным, тайным голосованием на 3 года путем смешанной системы с 1996 года:

  1. 53 представляются по партийным спискам, следующие выборы должны проходить в 2005 году.
  2. 67 депутатов предоставляются от избирательных, включая 7 маорийских, округов — пропорциональное представительство;

Замечание 1 Главой исполнительной власти является премьер-министр, который формирует министерский кабинет.

Местные органы власти подразделяются на:

  1. территориальные — семьдесят четыре административных органа: пятнадцать городских; пятьдесят восемь окружных советов; совет островов Чатем.
  2. коммунальные – сто пятьдесят четыре комитета;
  3. региональные — двенадцать региональных советов;
  4. целевые — шесть органов.

Замечание 2 Выборы во все местные органы производятся один раз за три года одновременным образом. Судебная система основывается на традициях британской специфики.

Главой иерархии является Судебный комитет при Тайном совете — при королеве, в Лондоне. Судьи Апелляционного, Высокого и окружных судов назначаются генерал-губернатором по предложению правительства. С 1999 года так же действуют мировые судьи.

Существуют специализированные суды по вопросам занятости; семейным вопросам; делам молодёжных групп.

Более ста трибуналов занимаются рассмотрением гражданских дел на местном уровне.

§5.

Характерные черты правовой системы Новой Зеландии

Новая Зеландия попала в сферу действия общего права и статутов (законов) Британии, когда стала ее колонией (1840).

Обретения независимости в 1947 г. не устранило господства на ее территории британских законов, принятых в 1840-1947 pp., если в них отмечалось, что они распространяются на Новую Зеландию.

К тому бесправен в законодательном отношении новозеландский парламент (созданный еще в 1852 г.), провел титаническую работу по замене некоторых английских законов отечественными. Однако система общего права сохранилась, обогатившись решениями высших новозеландских судов. Юристы Новой Зеландии признают силу судебного прецедента для себя и всех нижестоящих судов.

Судебными прецедентами считаются решения, принятые высшими судебными инстанциями как в Новой Зеландии (обязательный прецедент), так и в Англии, Австралии, Канаде и других странах англо-американсь-кого права (убеждающее прецедент).

Законодательство Новой Зеландии характеризуется упорядоченностью.

Предпочтение отдается не кодификации, а консолидации.

Создано акты из важнейших правовых институтов права. Однако некоторые вопросы гражданского права (например, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда, и др.) еще не консолидированы. Законы, как правило, созданы по английскому образцу.

Например, законы по вопросам деятельности компаний, торговли, транспорта составлены согласно английского законодательства и норм общего права. Уголовное законодательство (акт 1893 г.) подверглось влиянию от проекта Уголовного кодекса, составленного Дж. Стифеном для Великобритании. В настоящее время действует Закон о преступлениях 1961 г.

Это, собственно говоря, Уголовный кодекс. Он действует вместе с Законом о полицейские нарушения 1927 г.

(в редак- ции 1965 г. с последующими изменениями) и другими нормативно-правовыми актами.

Высшими судебными инстанциями в Новой Зеландии является Апелляционный и Верховный суды. Апелляционный суд возглавляет систему судов) рассматривает апелляционные жалобы на постановления Верховного суда по гражданским и уголовным делам и постановления учреждений административной юстиции, арбитражного суда.

Верховный суд (состоит из председателя и 25 судей) рассматривает сложные гражданские и уголовные дела, а также жалобы на постановления, вынесенные в них магистратскими судами, в некоторых случаях — на решения органов административной юстиции.

В рассмотрении гражданских дел Верховным судом участвуют присяжные заседатели. Основная масса уголовных и гражданских дел (кроме дел о государственной измене, убийстве и т.д.) рассматривается магистратскими судами — низшим звеном системы общих судов. В Европе утвердилось название «англосаксонская семья правовых систем», что является неверным и откидывается странами, которые принадлежат к этой семье.
В Европе утвердилось название «англосаксонская семья правовых систем», что является неверным и откидывается странами, которые принадлежат к этой семье.

Англосаксонским периодом в Англии называется период до нормандского завоевания 1066 г., когда английское общее право еще не сложилось. Соответствующей сути современного «общего права» является название «англо-американская семья (тип) правовых систем», которая распространена в научных кругах этих стран.

Палата лордов в 1966 г. была строго связана своими прецедентными решениями, а сейчас считается, что в интересах правосудия она может отходить от них.

Полномочие Палаты лордов отвергать свои прежние решения было закреплено Парламентом в Законе об отправлении правосудия 1966 г.

Правда, на практике это нововведение используется очень умеренно. Термины «statute» И «law» переводится на украинский язык как «закон».

Кроме понятия «закон», «law» имеет еще значение «право» и включает как акты парламента («statutes»), так и прецеденты, обычаи И доктрины или их нормы соответственно. Можно сказать, что law — закон с точки зрения его понимания английской доктриной, a statute — это то, что именуется законом в рамках континентальной правовой системы и является лишь разновидностью, хотя и важнейшим, законов в английской правовой системе.

Давид Г. Основные правовые системы современности. — М., 1988. — С. 342. Все существенные изменения, внесенные в систему суда присяжных Англии законами 1967, 1971, 1972 гг., были впоследствии консолидированы Законом 1974 г.

о присяжных. Сейчас ссылаются только на Закон 1974 г.

В США ежегодно более чем 100 000 дел рассматриваются судами присяжных, поскольку в Англии это число составляет 20 000, а во Франции — только 1200.

См.: Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. — М., 1993. — С. 28. По решению правительства от 1976 г страна за рубежом называется Австралия, а внутри — Австралийский Союз.

СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79.
72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79.

80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102.

103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114.

115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144.
145.

Page 6

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли).

Вместе с Азией образует материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.). На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный.

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Новая Зеландия / Особенности судебной власти

Судебная система Новой Зеландии отделена от исполнительной и законодательной ветвей власти.

Во главе иерархии судов стоит Верховный суд Новой Зеландии, который был создан в 2004 году и заменил Судебный комитет Тайного совета Великобритании, ранее являвшийся высшей судебной инстанцией Новой Зеландии. Также существует Высокий суд Новой Зеландии, занимающийся рассмотрением особо тяжких преступлений криминального и гражданского характера.

Существует ещё один орган — Апелляционный суд Новой Зеландии. Также функционируют 66 окружных судов, которые занимаются широким кругом гражданских и уголовных дел.

Функционирует и система судебных институтов узкой специализации, таких как Семейный суд, Молодёжный суд, Природоохранный суд, Суд по вопросам трудового права, а также Земельный суд маори. Судьи назначаются генерал-губернатором; обычаи запрещают органам власти влиять на решения, принимаемые судьями, а условия, при которых судья может быть отстранён от должности, зафиксированы в Конституционном акте.

Новозеландские судебные законы базируются на сводах законов страны, английском общем праве и некоторых британских законах, принятых до 1947 года.

Таким образом, действует англосаксонская система права, построенная на принципе прецедента. В процессе рассмотрения дел судьи занимают нейтральную позицию, выслушивая аргументы защиты и обвинения.

Новая Зеландия унаследовала от Великобритании принцип суда присяжных — он применяется в Высоком суде и окружных судах: обязанности присяжных заседателей могут выполнять как женщины, так и мужчины в возрасте от 20 до 65 лет.

От Великобритании судебная система Новой Зеландии унаследовала и отсутствие института судебного конституционного контроля: уникальным суверенным правом на принятие законов обладает Палата представителей. Суды оказывают влияние на политический процесс через механизм интерпретации законов.← | Особенности судебной власти | →

  1. Особенности судебной власти
    • Особенности судебной власти

В истории развития органического мира Земли было несколько важнейших событий, .

Санкт-Петербург-Москва, начало ХХ века.

Издание Товарищества М. О. Вольф.

. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года .

Похожие главы из других книг:

Из книги Все страны мира автора Варламова Татьяна Константиновна Новая Зеландия Дата создания независимого государства: 1907 г.Площадь: 270,5 тыс. кв. км (страна претендует на часть континентального шельфа Антарктики общей площадью 414,4 тыс.

кв. км)Административно-территориальное деление: 10 провинцийСтолица: ВеллингтонОфициальные языки: Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ Тонгариро Один из первых национальных парков в мире — Тонгариро — расположен на центральном плато Северного острова Новой Зеландии, округ Веллингтон. Национальный парк занимает 765 кв.

км горного района с тремя действующими и потухшими вулканами. Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В. Где находится Новая Зеландия?

Новая Зеландия лежит на двух островах рядом с Австралией.

Формально её правителем считается английская королева Елизавета II, поскольку страна входит в Британское содружество.Новая Зеландия была заселена людьми одной из последних и до сих Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич Новая деревня Эта деревня расположена совсем рядом с северо-восточной границей Петербурга – близ того места, где Муринский ручей впадает в Охту. Основал деревню на землях своего муринского имения граф Роман Илларионович Воронцов.

Став владельцем этих мест в 1749 г., он Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей РЕКА НОВАЯ Эта река начинается южнее Балтийской линии Октябрьской железной дороги и впадает в пруд, расположенный у пересечения проспекта Стачек и Мостовой улицы. Название возникло в XIX веке, происхождение его неясно.Через реку переброшены 10 мостов, название имеют два: Из книги Петербург в названиях улиц.

Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей НОВАЯ УЛИЦА Название этой улицы, проходящей в Пороховых между улицей Коммуны и Лесной улицей, возникло в 1950-е годы. Оно объясняется тем, что эта часть Пороховых застраивалась позже других.При возникновении Новая улица была длиннее – она начиналась от засыпанной позже Из книги Энциклопедия юриста автора Новая Зеландия НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — государство в юго-западной части Тихого океана, имеет владения («островные территории»): о.

Ниуэ, о-ва Кука, о. Токелау (первые две территории имеют внутреннее самоуправление).

Н.З. — унитарное государство. В административном отношении оно Из книги Астрономия автора Брейтот Джим НОВАЯ Новая — это звезда, которая внезапно становится гораздо ярче обычного, а затем постепенно тускнеет.[22] Так, например, одна из звезд в созвездии Орла в 1918 году за несколько дней неожиданно стала такой же яркой, как Сириус, ярчайшая звезда в ночном небе, и оставалась Из книги Энциклопедия спецслужб [litres] автора Дегтярев Клим Новая Зеландия: могучий карлик Система спецслужб страны состоит из:Бюро безопасности правительственной связи (далее — ББПС) (GCSB (Government Communications Security Bureau);Службы безопасности (SIS (Security Intelligence Service) — официально занимается разведкой внутри страны;Управление военной Из книги Альтернативная культура.

Энциклопедия автора Десятерик Дмитрий Новая искренность НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ — наметившееся послепостмодернизма обращение к общегуманистической, экзистенциальной проблематике, зачастую в реалистическом антураже.

Одно из первых определений дано Дмитрием Александровичем Приговым в «Предуведомлении к Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ Из книги Музпросвет [дополненное издание 2010г.] автора Горохов Андрей Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович НОВАЯ СТУДИЯ Русско-немецкий литературно-публицистический журнал.

Издается в Берлине с 1997 года как правопреемник журнала «Студия», выпускавшегося в 1995–1996 годах. Периодичность и тираж не указываются.

Объем — 148–232 полосы. Материалы публикуются на языках авторов, то есть Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович НОВАЯ ЮНОСТЬ Литературно-художественный познавательный журнал тридцатилетних. Основан в 1993 году в результате раскола вредакции журнала «Юность».

Учредитель — Творческий центр «Новая Юность».

Выходит 6 раз в год. Объем — 192–288 полос книжного формата с черно-белыми

Энциклопедия юриста — новая зеландия

в юго-западной части Тихого океана, имеет владения («островные территории»): о. Ниуэ, о-ва Кука, о. Токелау (первые две территории имеют внутреннее самоуправление).

Н.З. унитарное государство. В административном отношении оно делится на 109 графств. Местные органы самоуправления графств, графских городских территорий и сельских округов фактически подчинены Нейтральным органам управления.

Н.З. не имеет писаной конституции. Неписаную конституцию составляют законодательные акты, конституционные соглашения, прецеденты.

Н.З. парламентарная монархия. Обрела независимость от Англии в 1947 г. Признает главой государства королеву Великобритании, которую представляет назначаемый ею по предложению правительства Н.З.

на 5-летний срок. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламентупалате представителей, избираемой на 3-летний срок в ходе всеобщих выборов гражданами, достигшими 18 лет (активное избирательное с 21 года). В палате представителей 120 депутатов.

Исполнительную власть осуществляет во главе с премьер-министром. Правительство формирует лидер партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Современная правовая система Н.З.

в основных своих чертах начала складываться с 1840 г., когда страна стала английской колонией. На ее территорию было распространено действие как статутов законов, принятых британским парламентом, так и общего права совокупности норм, выработанных в решениях судов первоначально в Англии, а затем и в ее заморских владениях.

Хотя с 1947 г. Н.З. стала самостоятельным государством, в ней сохраняют действие британские законы, принятые в 18401947 гг., если при их издании было оговорено, что они распространяются на Н.З. Единственным источником дальнейшего развития законодательства служат акты учрежденного еще в 1852 г.

парламента. Вместе с тем система общего права по-прежнему остается важным источником права. При этом новозеландские юристы, в том числе , исходят из положения, что существует некая система общего права, единая для всех государств, где оно применяется, и поэтому признают силу убеждающего судебного прецедента за решениями, вынесенными высшими судебными инстанциями в Великобритании, Австралии, Канаде и др. (решения высших судов Н.З. имеют силу обязательного прецедента).

С 1937 г. в Н.З. функционирует комитет по реформе права, возглавляемый генеральным атторнеем, куда входят представители политических партий, университетские профессора-юристы, судьи и др. Среди высших государственных учреждений наряду с Министерством юстиции имеется и по вопросам законодательства. Гражданское право и смежные с ним отрасли права.

Новозеландское признается достаточно упорядоченным и хорошо систематизированным. Несмотря на отсутствие кодексов, регулирующих целые отрасли права, в Н.З.

имеются консолидированные акты по важнейшим правовым институтам, отличающиеся нередко весьма своеобразной трактовкой, в частности, в сфере земельных отношений с 1870 г.

действует упрощенная система оформления прав собственников земельных участков и передачи земли в аренду. Эта регулируется Законом о праве собственности 1952 г.

(в ред. 1970 г.) и Законом о передаче права собственности 1952 г.

Некоторые вопросы гражданского права (такие, как обязательства из причинения вреда) до сих пор не стали предметом единого консолидированного акта, а регулируются в самых различных законах (о транспорте, о больницах, о компенсации за случайное причинение смерти и др.) по правилам, близким к соответствующему англйскому законодательству и нормам общего права. Значительно влияние английского права и на новозеландское законодательство по вопросам деятельности компаний (Закон о компаниях 1955 г. и др.), торговли и транспорта (Закон о купле-продаже товаров 1908 г.

с последующими изменениями, о торговом праве 1908 г., законы о морских перевозках 1968 г., о воздушных перевозках 1967 г.

и др.). Закон о торговле 1986г., который запрещает действия, наносящие ущерб свободной конкуренции путем поддержания искусственно высоких цен и т.п., составлен с учетом действующего австралийского законодательства. (Между этими двумя странами заключено Соглашение о тесных экономических связях 1983 г.) В 1989 г. был принят Закон о корпорациях (расследование их деятельности и организация управления).

Напротив, законы в сфере семейного права характеризуются достаточным своеобразием. Еще с 1883 г. в них было зафиксировано право замужних женщин на обладание самостоятельным имуществом (ныне эти вопросы регулируются Законом о семейной собственности 1976 г.). С 1867 г. разрешено оформление развода в судебном порядке, причем количество оснований для развода последовательно расширяется (в 1960-х гг.

им стало, в частности, 4-летнее раздельное проживание супругов). Допускается установление отцовства в судебном порядке; дети, рожденные вне брака, приравниваются к законным (Закон о статусе детей 1969 г.). В силу решения Верховного суда (ВС), вынесенного в 1900 г., суд вправе вопреки воле наследодателя обеспечить членов его семьи соответствующей долей наследства, необходимой для их содержания.

Трудовые отношения в Н.З. регулируются законодательством, а также коллективными договорами, заключаемыми между представителями работников и предпринимателями. Долгое время существовала система принудительного государственного арбитража в случае конфликтов между трудящимися и предпринимателями, в особенности при заключении коллективных, договоров и угрозе забастовок.

Действующий Закон о трудовых отношениях 1987 г.

установил систему свободного заключения коллективных договоров.

В нем предусмотрена обязательная регистрация профсоюзов и объединений предпринимателей, управомоченных заключать коллективные договоры, определены правила проведения забастовок, допускающие вмешательство министра труда, и пр. В Н.З. еще с 1890-х гг. существует законодательство по социальным вопросам, более развитое, чем во многих других буржуазных странах. Предусматривается выплата (за налогообложения со всех видов доходов) пенсий по старости, пособий по инвалидности, безработице, а также оказание помощи нуждающимся семьям.

Уголовное право наиболее кодифицированная отрасль права.

В первые десятилетия существования Н.З. как британской колонии в ней действовали нормы английского уголовного права, в то время не систематизированные. В 1883 г. в Н.З. был внесен о кодификации уголовного законодательства, каковая и была осуществлена спустя десятилетие.

Основой для нее послужил проект Уголовного кодекса (УК), составленный видным английским юристом Дж. Стифеном (в 1878 г. он рассматривался британским парламентом, но в самой Великобритании так и не стал законом). В 1961 г. на смену акту 1893 г.

был издан ныне действующий Закон о преступлениях, представляющий собой по существу УК. В нем регулируются институты Общей части уголовного права и некоторые вопросы процесса, определены признаки всех тяжких преступлений, преследуемых по обвинительному акту, и установлены наказания за них. Закон о преступлениях отличают достаточно четкие и обобщенные формулировки (например, в понятие «хищение» им объединены все разновидности краж и мошенничеств).

Этим актом предусмотрено привлечение к уголовной ответственности лишь в случаях нарушения закона, а не норм общего права, хотя последние и влияют на применение и толкование закона, а также смягчены за многие преступления. Вместе с тем Закон 1961 г. допускает наступление уголовной ответственности с 10-летнего возраста и превентивное заключение для лиц, вторично осужденных за половые преступления. Ответственность за менее тяжкие преступления, преследуемые в суммарном порядке, установлена в Законе о полицейских нарушениях 1927 г.

(в ред. 1965 г. с последующими изменениями)и других актах, однако и на них распространяются положения Общей части уголовного права, сформулированные в Законе 1961г. Действующее уголовное законодательство Н.З.

предусматривает широкое применение штрафа и условного осуждения, а также помещение осужденных в возрасте до 21 года в специальные учреждения исправительного характера. Смертная казнь за общеуголовные преступления отменена с 1961 г., а за все преступления без исключения с 1989 г. Вопросы гражданского и уголовного процессуального законодательства регулируются в Законе о судоустройстве 1908 г., в Правилах гражданской процедуры в ВС (приложение к названному Закону), в Правилах Апелляционного суда 1955 г., в Законе о магистратских судах 1947 г., в периодически издаваемых законах об уголовном правосудии.

Исследования в области права в Н.З. проводятся главным образом на юридических факультетах университетов в Веллингтоне, Окленде, Крайстчерче и Данедине. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Наиболее высокое положение занимает Апелляционный суд.

Он состоит из председателя ВС, президента Апелляционного суда и 3 судей, которые, как и президент, являются судьями ВС. Для разбирательства конкретных дел состав Апелляционного суда может быть пополнен 1-2 судьями ВС по указанию его председателя.

В компетенцию этого суда, обычно заседающего в составе 3 судей, входит рассмотрение апелляционных жалоб на постановления ВС по гражданским и уголовным делам, вынесенные им в качестве суда первой инстанции, а также (в некоторых случаях) на решения судов низших инстанций по гражданским делам, представляющим особую сложность (они рассматриваются по направлению самого ВС), и на постановления административной юстиции (в частности, арбитражного суда). Решения Апелляционного суда по гражданским делам, а в исключительных случаях и по уголовным могут быть обжалованы в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне с разрешения либо самого Апелляционного суда, либо Судебного комитета. ВС состоит из председателя и 25 судей.

По первой инстанции судьи ВС единолично или по 2-3 судьи, иногда с присяжными, рассматривают серьезные и сложные гражданские дела, а также, с обязательным участием присяжных, дела об уголовных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (такие заседания ВС проводятся в каждом из крупных городов страны).

В рассмотрении гражданских дел участвует 4 либо 12 присяжных (в зависимости от суммы иска), а уголовных всегда 12. Долгое время в Н.З. присяжными не могли быть женщины и представители коренного населения маори (ныне они составляют около 9% населения). Лишь с 1942 г. в качестве присяжных стали привлекаться женщины, а маори на таких же основаниях, как белые жители, только с 1965 г.

(до этого они иногда входили в состав так называемых смешанных жюри).

В ряде случаев судьи ВС единолично назначают наказания подсудимым, признавшим свою вину в ходе предварительного слушания дела в магистратском суде. В компетенцию ВС входит также рассмотрение жалоб на постановления, вынесенные магистратскими судами, а в некоторых случаях на решения органов административной юстиции.

По действующим в Н.З. правилам может обжаловать оправдательный или приговор, который оно считает слишком мягким, только по мотивам нарушения права, а не оценки фактических обстоятельств дела.

В составе ВС имеется административное отделение, в компетенцию которого входит разбирательство жалоб на постановления некоторых органов административной юстиции, а также рассмотрение по существу споров об оценке стоимости земельных участков. Магистратские суды, составляющие низовое звено системы общих судов в Н.З., рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел.

В этих судах заседают, как правило, профессиональные (платные) магистраты.

Их компетенция по гражданским делам ограничена суммой иска, однако при письменном согласии сторон магистратский суд может принять любое дело, связанное с обязательствами из договоров или из причинения вреда. Магистратский суд вправе рассматривать уголовные дела о любых видах преступлений, кроме наиболее тяжких (о государственной измене, убийстве и др.). Он может рассматривать в порядке суммарного производства дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, но при этом не вправе назначить свыше 3 лет лишения свободы.

По требованию обвиняемого, преследуемого по обвинительному акту, дело слушается в ВС с участием присяжных (в большинстве случаев обвиняемые предпочитают не использовать этого права). Одна из функций магистратского суда предварительное слушание уголовных дел для решения вопроса о том имеются ли достаточные обвинения для передачи дела в ВС. В качестве магистратского суда могут выступать и мировые судьи, бесплатно выполняющие эти функции (их в стране около 7 тыс.).

Однако их компетенция ограничивается мелкими уголовными делами, выдачей ордера на и , предварительным слушанием уголовных дел (с участием не менее 2 мировых судей), а также принятием присяг и заявлений. Все профессиональные судьи назначаются на свои должности генерал-губернатором по представлению министра юстиции из числа адвокатов, имеющих не менее 7 лет стажа практической деятельности.

Они занимают свои должности до 72 лет (судьи высших инстанций) или до 68 лет (магистраты).

Мировые судьи тоже назначаются генерал-губернатором (часто по представлению депутатов парламента). Наряду с системой общих судов в Н.З. имеется большое число иных судебных учреждений.

Земельный суд маори рассматривает дела, относящиеся к жизни коренного населения страны, и прежде всего споры о праве собственности на землю, о разделе земельных участков, о наследовании имущества, а также некоторые вопросы неимущественного характера, например об усыновлении детей семьями маори.

Жалобы на решения этого суда рассматриваются специально учрежденным для этого Апелляционным судом маори. Споры между предпринимателями и работниками по всем вопросам трудовых отношений (условия труда, заработная плата и др.) подлежат разбирательству в Суде по трудовым делам, в чью задачу входит, прежде всего, попытка достичь примирения сторон и которому принадлежит весьма важная роль в регулировании трудовых отношений и в разрешении классовых конфликтов.

Отдельно от него функционирует Компенсационный суд (состоит из 1 судьи), который рассматривает претензии работников к нанимателям в связи с несчастными случаями на производстве.

В соответствии с Законом о трибуналах по спорам 1988 г. к их компетенции отнесено разбирательство споров о ненадлежащем выполнении контрактов и иных обязательств, а также исков, связанных с разрушением, повреждением или утратой имущества либо с истребованием имущества, оказавшегося в чужом владении.

Суды по делам несовершеннолетних, возглавляемые магистратами, рассматривают дела о правонарушениях (кроме дел об убийстве) лиц в возрасте до 17 лет, а также о родителях, оставляющих детей без надзора.

Дела о разводе, о выплате средств на содержание детей, об установлении отцовства входят в компетенцию судов по разбирательству семейных споров, также возглавляемых магистратами.

В качестве органов административной юстиции выступают трибуналы по авторскому праву, по радиопередающим станциям, по «нарушающим приличия» публикациям, по спорам, связанным с эксплуатацией автомобилей, и др.

Согласно Закону о компенсациях, выплачиваемых пострадавшим от некоторых уголовных преступлений или их близким (принят в 1963 г.), соответствующие претензии рассматривает специально созданный трибунал.

В некоторых случаях жалобы на решения административных органов разбирают магистратские суды, например при отказе в выдаче лицензий на занятие определенной деятельностью. В 1962 г. в Н.З., первой среди стран Содружества, была учреждена должность омбудсмана, которому поручено контролировать решений, принимаемых отдельными правительственными органами, и выступать с «рекомендациями» об их отмене. Компетенция омбудсмана постепенно распространяется на более широкий круг ведомств.

Расследование уголовных дел проводится специальными службами полиции. Для расследования причин смерти при подозрительных обстоятельствах, а также в местах лишения свободы созывается суд коронеров.

Обвинение в суде по уголовным делам, преследуемым по обвинительному акту, поддерживает генеральный атторней, Короны или назначенные ими представители Короны из числа адвокатов. По другим уголовным делам обвинение поддерживают служащие полиции, а в некоторых случаях частные граждане.

В Н.Э., подобно Великобритании, существует разделение адвокатов на барристеров, выступающих в высших судах, и солиситоров, занятых в основном подготовкой дел к слушанию, составлением договоров, оформлением завещаний и т.д.

Однако в отличие от Великобритании в Н.Э., согласно ордонансу о ВС 1841 г., было временно разрешено совмещение обязанностей барристера и солиситора, что впоследствии стало общепринятой практикой: барристеры имеют возможность получать права солиситоров, а последние, после сдачи соответствующих экзаменов или при наличии 5-летнего стажа, могут быть допущены к выступлениям в суде в качестве барристеров. Лишь небольшой круг барристеров, имеющих привилегированный статус «королевских советников», не может выполнять обязанностей солиситоров.

В стране существует система бесплатной юридической помощи, как по уголовным, так и по гражданским делам (в ответ на просьбу, обращенную в окружное общество юристов)

закон

Основная статья: Новая Зеландия практикует правовой системы, где решения высших судов составляют обязательный прецедент , на судах равного или более низкого статуса в пределах их юрисдикции, в отличие от , правовой системы в континентальной Европе. Законы Новой Зеландии основаны на , некоторые старые статуты ( в частности, ), о и о Новой Зеландии суден. Законы основаны на три взаимосвязанных принципах: ; ; и .

При интерпретации общего права, Новая Зеландия судья следовал британским решениям, хотя они не связаны ими, тем самого сохраняя однородность с британским общим правом, подкреплено долгосрочной ролью Тайного совета.

Особенности правовых систем Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Соотношение английского права и местного обычного права

Стр 16 из 25 Особенность правовой семьи общего права заключается в том, что английское общее право распространилось и на другие страны.

Сформировалась целая группа стран, где специфика английского юридического мышления, подхода к правовым вопросам была определена историческим процессом создания права судами. В силу особенности взаимодействия Соединенного Королевства со своими колониальными владениями, процесс распространения английского общего права складывался по-разному. Если обретение Соединенными Штатами независимости несомненно нашло отражение в своеобразии развития их права, то Канада, Австралия и Новая Зеландия весьма длительное время испытывали влияние английского права, которое имело прямое действие на территории этих стран.

В них не только произошло заимствование принципа прецедента, но и само английское общее право во многом укоренилось в национальных правовых системах. Развитие ряда отраслей права этих стран идет по пути модернизации старых английских законов, в частности в традиционных гражданско-правовых сферах.

Например, классический институт договора купли-продажи в Канаде, Австралии и Новой Зеландии основывается на английском законе о продаже товаров 1893 г. Дальнейшее регулирование этих отношений шло по пути принятия отдельных актов, регулирующих более частные вопросы. Во второй половине XIX в. экстерриториальное действие английского права сначала ограничивается статутным правом (законом о действительности колониальных законов 1865 г.), а затем его действие детерминируется Вестминстерским статутом 1931 г.

Конституция Канады 1982 г. (ст.

2) прямо устанавливает, что никакой акт английского парламента, принятый после Конституции, не будет распространяться на Канаду и являться частью ее внутреннего права. Отличительной чертой современной правовой семьи общего права является общее взаимное влияние права входящих в него стран. Это связано с широким утверждением принципа «убедительного прецедента».

Отмечается своеобразное положение, когда судебное решение, утвержденное в одной судебной иерархии обязательным прецедентом, т.е. источником права, может показаться столь убедительным для суда другой судебной иерархии (в том числе другой страны), что суд может принять свое решение на его основе и иностранный прецедент, таким образом, станет источником права страны суда.

Например, прецедент, установленный апелляционным судом австралийского штата Новый Южный Уэльс, может стать убедительным для Верховного суда штата Виктория; прецедент, установленный Высшим судом Австралии, – для Верховного суда Канады, и т.д. Подобное «перетекание» прецедентов в правовых системах англосаксонской правовой семьи утвердилось достаточно основательно.

Так, 50% прецедентного права Новой Зеландии проистекает из Соединенного Королевства, 10% – из Австралии, определенная часть (точных данных нет) – из Канады.

В Австралии 1/3 прецедентного права исходит из убедительности английских прецедентов, около 1% – новозеландских.

Даже сама Великобритания черпает прецеденты из Австралии, Канады и Новой Зеландии (в общей сумме около 1%). Право стран Содружества более сходно, и в этом плане в англосаксонской правовой семье оно противостоит американскому праву.

Тем не менее всегда наблюдалось конкурирующее влияние американского права (особенно усилившееся после Первой мировой войны) на Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Прежде всего это касается Канады. С другой стороны, интерес Канады и Австралии к американскому праву обусловлен сходством ряда проблем (действие писаной Конституции в общем праве, взаимодействие права федерации и ее субъектов).

В традициях англосаксонской правовой семьи отрасли права формируются при наличии определенного количества норм, регулирующих сходные отношения. В современном общем праве наряду с традиционными отраслями (гражданское право и процесс, уголовное право и процесс, конституционное право) значительно увеличивается перечень отраслей – детское право, железнодорожное право, право охраны окружающей среды, право, регулирующее планирование городов и зонирование.

Многие отрасли получили дальнейшее развитие. К примеру, новым содержанием наполнился договор купли-продажи в связи с развитием новых форм торговли. Частично из деликтного права развилось право социального страхования.

Такие отрасли, как трудовое право, право социального обеспечения, наиболее наглядно выявляют взаимодействие правовой и социальной систем. В современный период весьма важной стала проблема прав коренного населения (австралийских аборигенов, новозеландских маори, канадских индейцев).

В данном случае речь идет не о правовом регулировании положения коренного населения (подобные законы имеются во всех трех странах – канадский закон об индейцах, новозеландский закон о благосостоянии маори 1962 г.

и др.), а о взаимодействии национальных правовых систем с обычным правом коренного населения. Несмотря на то, что колонизаторы привнесли с собой свое право, утвержденное силой завоевателя, социальные нормы и обычаи коренного населения невозможно было полностью искоренить.

Проблема заключается также в том, что особенность представления аборигенов о социальной справедливости, их религиозные убеждения определяют и особый подход к понятию преступления, доказательствам его совершения и т.д. Однако, как правило, в данных странах привнесенное право является общим для всего населения.

В Новой Зеландии конституционным актом 1852 г.

(ст. 71) королева была наделена полномочием издавать акты, придающие обычаям маори силу закона, а также было установлено, что обычаи не могут быть признаны недействительными на основании противоречия английскому праву. Однако данное положение хотя и не отменено, но никогда не применялось.

Законом 1865 г. о землях коренных жителей был создан специальный суд по делам землепользования маори, а в 1894 г.

– апелляционный суд маори. При рассмотрении дел происходила трансформация обычного права маори в нормы общего права, что, по мнению судей, способствовало переходу людей из государства общинного коммунизма в государство, в котором собственностью можно владеть раздельно.

В Австралии к концу XIX в. сложилась единая правовая система для всех жителей – белых и цветных. Факт признания обычного права неоднозначен; он ведет к пересмотру прежде всего деятельности правоприменительных органов, традиционно ориентированных на общее право. В конце 70-х годов в ряде австралийских штатов были созданы комиссии по вопросу признания обычного права аборигенов.

При обсуждении этого вопроса значительное внимание уделялось судебной деятельности, созданию специальных судов для аборигенов (Северная Территория), выборам судей для рассмотрения споров между аборигенами (Западная Австралия).

В Квинсленде действует суд по делам аборигенов и островитян Торресова пролива.

Если проблема действия обычного права коренных жителей в национальных правовых системах стоит во всех трех странах, то особенность развития права Канады и Австралии осложняется тем, что в этих странах в силу их федеративного устройства действует несколько правовых систем на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Причем в Канаде в силу исторических причин в девяти провинциях действует общее право, а в провинции Квебек уживаются романо-германское гражданское право и общее уголовное право.

В каждом австралийском штате и канадской провинции действуют своя конституция,законодательные, исполнительные и судебные органы, чьи полномочия определены конституцией и иными нормами.

Австралийская Конституция – единственная из писаных конституций общего права, которая устанавливает (ст. 109), что

«если право штата несовместимо с правом Союза, последнее имеет преимущественную силу; право штата недействительно в той части, в которой оно несовместимо с правом Союза»

.

Понятие несовместимости исторически наполнялось новым содержанием, но при этом прослеживалась общая тенденция, направленная на то. чтобы ст. 109 стала еще более правовой формой укрепления федеральной власти: при судебном разбирательстве те положения, которые считались общими для властей двух уровней, при толковании по принципу несовместимости утверждались как исключительно федеральные. Принцип приоритета федерального права в Канаде не закреплен конституционно, равно как и в США.

Однако судебная практика установила, что в случае конфликта права доминиона и права провинций первое преобладает. В отличие от США, где на вопрос, есть ли федеральное общее право, дается однозначно отрицательный ответ, в Канаде и Австралии нет столь категорического отрицания.

Основание признания федерального общего права – действие прецедентов по тем вопросам, которые по Конституции входят в перечень регулируемых федеральным парламентом, но по которым последний не принял соответствующего закона.

Кроме того, инкорпорация посредством ссылки на провинциальный закон или прецедент переводит их в ранг федерального права. Споры о пределах правовой системы того или иного уровня обычно решаются в судебном порядке (иногда прямо в форме исков провинции (штата) к федерации). Другое направление – установление единообразия в праве по всей федерации.

Подобную проблему решают правовые комиссии, разрабатывающие модель соответствующего закона. Сложность заключается в том, что в силу разделения полномочий многие важные отрасли развиваются на уровне провинций (штатов), например купля-продажа в Австралии. В Канаде заключение брака регулируется правом провинций, развод – федеральным правом.

В каждой провинции действует свое трудовое право.

Существенно различается в этих странах и гражданское право. Влияние английского права, тесное историческое развитие определили сходство многих правовых положений данных стран.

Наряду с этим имеются и особенности, касающиеся характеристик правовых систем начиная с источников. Источники права Традиционным для права англосаксонской правовой семьи является деление на писаное и неписаноес их относительно мирным, органичным сосуществованием при доминировании прецедента.

Проблема соотношения закона и прецедента становится одной из самых дискуссионных в странах общего права.

К статутному праву относится Конституция – акт, занимающий в национальной правовой системе особое место. В Австралии (подобно США) действует одна из старейших конституций – Конституция 1900 г.

В Новой Зеландии, как и в Соединенном Королевстве, писаная Конституция в принципе отсутствует, есть только ряд актов английского и новозеландского парламентов.

В Канаде Конституция отличается значительным своеобразием, так как представляет собой не один акт, а целый ряд законов, принятых в период с 1867 по 1982 г. Особенность Конституций Канады и Австралии заключается в том, что, будучи разработаны национальными органами, они были окончательно приняты английским парламентом и содержатся в его актах. Конституция Австралии содержится в акте о Конституции Австралии, который состоит из девяти статей.

Первые восемь статей посвящены некоторым общим положениям, касающимся акта, короны и Союза, а сама Конституция содержится в ст.

9. Акт о Британской Северной Америке 1867 г. (конституционный акт 1867 г.), а также последующие акты, составляющие канадскую Конституцию, тоже имеют ферму актов английского парламента.

Конституционный акт 1982 г. содержится в приложениях А (на французском языке) и Б (на английском языке) к акту о Канаде, состоящему из четырех статей. В Новой Зеландии нет писаной конституции. Это во многом результат специфики правовых систем общего права, прежде всего следствие общего отношения судов к писаной норме.

Еще английскими судами была выработана система жестких рамок, требование определенной структуры акта, характера изложения норм. Утверждение положения о том, что суд связан каждым словом закона, привело к тому, что и законы стали достаточно конкретными, во всяком случае в них содержалось множество определений применяемых понятий.

В противном случае суд толковал их исходя из установок прецедентного права. Судебное прочтение закона в свою очередь становилось прецедентом. Прецедент довлел над писаным правом и определял его развитие.

Для конституций данных стран характерны черты конституций так называемого первого поколения. Они, как правило, ограничиваются определением полномочий государственных органов и принципов взаимодействия федерации и ее субъектов.

В правовой семье общего права конституция занимает особое место. Идея верховенства конституции здесь столкнулась с правовой деятельностью, определяемой господством прецедента.

Конституции стран Содружества играют значительную роль не столько для внутреннего права, сколько для выражения их политической независимости. В Австралии и Канаде, где действуют писаные Конституции, их верховенство по отношению к актам парламента было подкреплено развитием института конституционного надзора. Проблема конституции и конституционного надзора связана с английской доктриной парламентского суверенитета, так как страны Содружества настойчиво пытались применить ее у себя.

Принцип парламентского суверенитета (или законодательного верховенства) утвердился в Великобритании.

Суть его сводится к следующему: парламент – правовой суверен, т.е.

только он может принимать, изменять, дополнять законы; парламент может принимать законы по любому вопросу, какой сочтет нужным; никакой орган не может поставить под сомнение действительность актов парламента. Из этого принципа вытекает самое главное следствие – он обосновывал существование закона в прецедентном праве, что для Великобритании было очень важно. Не менее важным это оказалось и для ее доминионов, хотя здесь развитие прецедентного права не предшествовало статутному – они развивались совместно.

В наиболее «чистом» виде данный принцип был воспринят в Новой Зеландии с ее унитарным устройством и отсутствием писаной конституции, где парламент мог по своему усмотрению принимать любые законы без всякого ограничения.

В Канаде и Австралии признание суверенитета парламента было осложнено, во-первых, тем, что вследствие федерального характера государственного устройства в этих странах действовал не один парламент, а несколько (федеральный и законодательный органы провинций и штатов); во-вторых, законодательная компетенция парламента была определена в Конституции, следовательно, власть парламента не была суверенно-безграничной; в-третьих, в результате действий института конституционного надзора акты парламента могли быть признаны недействительными. Тем не менее и в этих странах пытались утвердить принцип парламентского верховенства. Если австралийская Конституция, следуя американской модели, устанавливает для федерального парламента определенный перечень вопросов, по которым он может принимать законы, оставляя остаточные полномочия за штатами, то канадский конституционный акт 1867 г.

формально установил более централизованное государство. Он определил перечень вопросов исключительного законодательствования федерального парламента и легислатур провинций, установив при этом, что федеральный парламент полномочен принимать законы по всем вопросам, не входящим в перечень исключительного законодательствования провинций.

Канада установила 29 пунктов исключительных законодательных полномочий федерации, 16 – легислатур провинций; Австралия – 39 для федерации; США – 18. При этом австралийская Конституция (ст. 51) допускает делегирование законодательных полномочий парламентов штатов федеральному парламенту; в Канаде ни Конституцией, ни последующей судебной практикой подобное положение не установлено.

Законодательный бум носит чисто количественный характер, он не затрагивает увеличения юридической силы закона. В австралийском штате Виктория с 1857 г.

ведется сплошная нумерация актов парламента и можно легко проследить их рост.

В первые 50 лет было принято 2074 акта.

В последующие 50 лет число их почти удвоилось – 4029 актов (всего 6103). Затем за 20 лет было принято столько законов, сколько за первые 50 лет (2865). Число ежегодно принимаемых актов возросло с 40 до 143.

С ростом количества законов обостряется проблема их систематизации. В отличие от главы Содружества – Великобритании, которая до сих пор не знает ни одного кодекса, в данных странах процесс кодификации не нов.

Во всех странах действуют уголовные кодексы, кодифицированы процессуальные нормы.

В Новой Зеландии кодифицированы также торговые, земельные нормы. Кодификация в общем праве представляет собой соединение в едином акте норм прецедентного и статутного права, а реальное действие кодекса все же определяется прецедентным правом. Особенность закона в общем праве заключается в том, что его необходимо рассматривать в тесной связи с практикой его применения.

Именно судья является арбитром при определении того, что означает акт. При этом немаловажны те методы, которыми оперирует судья с законом, способы толкования.

Судебное толкование представляет собой ту правовую конструкцию, исторически разработанную в Великобритании с учетом ее специфики (действие «жесткого прецедента» и принципа парламентского верховенства), которая была перенесена в другие страны.

Рост писаного права в странах общего права происходит за счет не только законов, но и актов исполнительных органов (делегированного законодательства).

Сегодня это признанный источник права, хотя еще в начале XX в.

законность его существования в странах общего права ставилась под сомнение.

В отличие от романо-германской правовой семьи исполнительные органы стран общего права не имеют полномочия издавать «акты во исполнение закона».

Для того чтобы издать акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующими законодательными полномочиями, что делается парламентом через закон. Закон выступает в качестве основы исполнительного нормотворчества.

Несмотря на увеличение значения статутного права, прецедентное право все же определяет своеобразие всех правовых систем англосаксонской правовой семьи.

По основным положениям доктрина прецедента в Австралии, Канаде и Новой Зеландии подобна английской и американской. Здесь приняты те же характеристики прецедента.

Признание его источником права не вызывает сомнения.

Принцип прецедента не только был заимствован из Соединенного Королевства, но и развивался под его контролем. Судебный прецедент создается не любым судом и не в любом деле. Как правило, в странах англосаксонского права четко установлено, решения каких судов являются прецедентами.

В связи с этим суды делятся на низшие и высшие. Только высшие суды вносят вклад в прецедентное право.

Отсюда то значение, которое в Австралии, Канаде и Новой Зеландии придается судебной иерархии. Заимствовав из Великобритании принцип прецедента, страны многое взяли из английской судебной системы.

Судебная система Наиболее стабильна судебная система Новой Зеландии.

Она сформировалась в конце XIX в., и с тех пор в ней не произошло больших изменений. Деятельность судов регулируется статутами. В стране действует трехзвенная система: магистратские суды (закон о магистратских судах 1947 г.) – низшие суды; апелляционный суд (закон о дополнении к акту о судопроизводстве 1957 г.); Верховный суд (закон о судоустройстве 1908 г.) – высший суд.

Судебные системы Канады и Австралии более сложны в силу федеративного устройства стран. В США в подобных условиях действует дуалистическая система. Судебная система Канады ближе к судебным системам унитарных государств, чем федераций.

В Австралии трехзвенная система судов на уровне штатов остается традиционной (магистратские, окружные суды и верховные). Сложности возникают с федеральной системой судов. Высокий суд Австралии является высшим судебным органом страны, который рассматривает дела между штатами и между гражданами различных штатов по первой инстанции, а также апелляции на решения федеральных судов и Верховных судов штатов.

Во всех странах действуют законы о присяжных, определяющие порядок выборов и устанавливающие круг лиц, которые не могут быть избраны на эту должность (люди с определенными физическими недостатками (глухота, слепота), невменяемые, занимающие ряд должностей (члены парламента и др.).

В данных странах институт жюри в настоящее время сходит на нет. Англосаксонский обычай, когда для обвинения человека необходимо было 12 свидетелей (позже просто 12 человек, которые могли справедливо рассмотреть дело на основании доказательств), уходит в прошлое.

Практически не заседает «большое жюри» из 12 присяжных.

В Новой Зеландии оно было запрещено законом о преступлениях 1961 г. «Большое жюри» рассматривает лишь уголовные дела в Канаде и Австралии, и то по особо опасным преступлениям, а по ряду преступлений подсудимый сам может выбрать суд присяжных. Большинство уголовных дел рассматриваются в магистратских судах (около 90%), где жюри не заседает.

В них дела рассматривают мировые судьи, к которым не предъявляются требования иметь специальное юридическое образование.

Только в Новой Зеландии по закону о магистратских судах 1947 г.

судьи данных судов должны быть барристерами или солиситорами со стажем не менее семи лет. Гражданские дела рассматриваются с участием «малого жюри», состоящего из четырех – шести присяжных.

В Канаде и такая практика незначительна. Рассмотреть дело судом присяжных могут потребовать стороны, но требование может быть отклонено.

По ряду правонарушений присутствия присяжных требует закон, но по договоренности сторон возможно рассмотрение дела и без них. Вердикт присяжных выносится или большинством голосов (в провинциях Канады – Альберта, Онтарио, Квебек, а также в Новой Зеландии), или единогласно. Реформа института присяжных обусловливается двумя моментами: во-первых, желанием сохранить институт присяжных как символ демократии правосудия и барометр господствующих в обществе идей во-вторых, свертыванием института в связи с некомпетентностью присяжных, ненужной загруженностью людей, выполняющих эту функцию.

В противовес присяжным увеличивается роль судей. В их правовом положении видны значительные следы английского права (независимость и несменяемость судей, пока они «ведут себя хорошо»; была впервые закреплена английским законом о престолонаследие 1701 г.).

Судьи назначаются генерал-губернатором по представлению парламента. Еще одна тенденция современной юстиции Канады, Австралии иНовой Зеландии – рост специализированных судов и административных трибуналов в противовес общим судам. Эти органы имеют самые различные наименования (суды, комиссии, советы, трибуналы).

Решения специализированных судов могут стать источником прецедентного права; решения административных трибуналов – никогда.

Наиболее распространенные специализированные суды – семейные, суды по рассмотрению дел несовершеннолетних. Административная юстиция как явление новое для стран общего права утвердилась в странах Содружества, несмотря на противоречия с принципом «господства права», обеспечивающим господство общих судов. Структура органов административной юстиции, процедура их деятельности наиболее разнообразны, что свидетельствует еще и о том, что она находится на стадии формирования.

В Новой Зеландии создано административное отделение Верховного суда.

В Австралии – трибунал по административной апелляции – орган с ограниченной юрисдикцией, но с широкой возможностью пересматривать решения министров, государственных ведомств и т.д. В Канаде апелляции рассматриваются Федеральным судом. Административная юстиция является существенной формой правоприменения, но не исключительной.

В странах общего права существует термин enforcement, охватывающий применение права и государственными органами, и должностными лицами, и отдельными гражданами. Во всех трех странах приняты законы, регулирующие оказание населению правовой помощи. В частности, установлено, что лица, которые в связи с тяжелым материальным положением не могут уплатить соответствующей суммы, она может быть снижена или лицу может быть оказана помощь бесплатно.

Дороговизна рассмотрения дела в общем суде является одной из преград для обращения в него многих граждан. Подобные законы, несмотря на ограничения, несомненно имеют большое значение. В Новой Зеландии закон 1969 г.

о правовой помощи установил целую систему органов для ее реализации во главе с министерством правовой помощи. В Австралии создана федеральная комиссия по правовой помощи, призванная координировать работу по всей стране, на уровне федерации и штатов. В Канаде подобной централизации нет.

Там все решается на уровне провинций, поэтому положение разнообразно. В правовых системах рассматриваемых стран происходит перерождение правовых институтов, перешедших из английского права и не отвечающих современному национальному развитию. Исторически длительное общее развитие ряда правовых институтов приводит к тому, что они продолжают развиваться в едином русле.

Общность подхода к решению правовых вопросов диктуется и прецедентным правом. В этой общности и заключается одна из самых своеобразных черт правовой семьи общего права. Контрольные вопросы по теме: 1.

Дайте правовую характеристику правовой системы Англии. Формирование английского общего права.

Прецедентное право Англии. Структура, источники и основные группы английского общего права. Судебный прецедент. Принципы использования прецедента. Структура прецедента. Закон. Соотношение закона и прецедента.

Виды законов. Делегированное законодательство. Обычай как источник англо-саксонского права.

Правила использования обычая. Роль правовой доктрины в англо-саксонской правовой семье.

Разум как специфический источник права. 2. Каковы характерные черты английского общего права?

Правовая система Шотландии? 3. Дайте правовую характеристику правовой системы США? Формирование американского права.

Понятие и основные категории правовой системы США.

Источники американского права.

Особенности современного американского права. Современные тенденции развития американского права.

4. Кратко охарактеризуйте правовые системы стран Британского Содружества?

5. Кратко охарактеризуйте правовую систему Канады и ее особенности? 6. Кратко охарактеризуйте правовую систему Австралии и ее особенности? Библиографический список: Основная литература: 1.

Беневоленская З.Э Основополагающие принципы «права справедливости» по праву Великобритании / З.Э. Беневоленская // Предпринимательское право.

2013. № 2. 2. Боботов С. В. Введение в правовую систему США / С. В. Боботов, И. Ю. Жигачев. – М., 1997.

3. Богдановская И. Ю. Прецедентное право / И.

Ю. Богдановская. – М., 1993. 4.

Будылин С. Л. Исторические корни договорного права США / С. Л. Будылин // Международное публичное и частное право.

— 2009. — № 4. 5. Джекинс Э. Ангийское право. Источники права. Судопроизводство / Э.

Джекинс. – М., 1947. 6. Оськина И., Лупу А.

Судебная система США / И. Оськина, А.

Лупу. // ЭЖ-Юрист. 2013. № 2. 7. Попова М.А. Роль Правовой комиссии в реформировании английского законодательства / М.А.

Попова // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. 8. Румянцев М.Б. Роль судебного прецедента, доктрины и законодательства в формировании критериев оценки деятельности в качестве «повышенно опасной»в США: история и современность/ М.Б.

Румянцев //Адвокат. 2013. № 11.

9. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты : [пер.

с англ. / сост. В. И. Лафитский] ; под ред. и со вступ. ст. О. А. Жидкова. – М., 1993. Дополнительная литература: 1.

Арчер П. Ангийская судебная система / П.

Арчер. – М., 1959. 2. Безбородов Ю.

С. Особенности международно-правового статуса Британского Содружества / Ю. С. Безбородов, Д. А. Каримов // Международное публичное и частное право. 2010. № 1. 3. Бернэм У. Суд присяжных заседателей / У.

Бернэм. – М., 1995. 4. Богдановская И.

Ю. Закон в английском праве / И. Ю. Богдановская. – М., 1987. 5. Гуценко К. Ф. Уголовная юстиция США / К.

Ф. Гуценко. – М., 1979. 6. Джиффорд Д.

Д. Правовая система Австралии / Д. Д. Джиффорд, К. Х. Джиффорд. – М., 1988. 7. Егоров С. А. Политическая юриспруденция в США / С.

А. Егоров. – М., 1989. 8. Жидков О.

А. Верховный Суд США: право и политика / О. А. Жидков. – М., 1985. 9. Каменский В.

Г. Билль о правах в конституционной истории США / В. Г. Каменский. – М., 1983. 10.

Кананыкина Е. С. Правовая система Канады: ее отличие от стран Содружества / Е. С. Кананыкина // Международное публичное и частное право.2009.

№ 2. 11. Кананыкина Е.С. Правовая система Соединенных Штатов Америки / Е.С. Кананыкина // Международное публичное и частное право. 2009. № 2. 12. Кросс Р. Прецедент в английском праве / Р.

Кросс. – М., 1995. 13. Ковалев В.А. Органы расследования и судебная система Великобритании / В. А. Ковалев, С. Г. Чаадаев. – М., 1985.

14. Лагон С. С. Роль независимых судов / С.

С. Лагон. – Б. м., б. г. 15. Мидор Д. Д. Американские суды / Д. Д. Мидор.

– Сент-Пол, 1991. 16. Романов А. К. Правовая система Англии / А. К. Романов. — М., 2000. 17. Филиппов С.

В. Судебная система США / С. В. Филиппов. – М., 1980. 18. Франковски С.

Верховный Суд США / С. Франковски, Р.

Гольдман, Э. Лентовска. – М., 1997. 19. Фридмэн Л. Введение в американское право / Л. Фридмэн. – М., 1992. Тема 9. Мусульманская правовая семья Данная тема открывает раздел, посвященный РЕЛИГИОЗНЫМ И ТРАДИЦИОННЫМ ПРАВОВЫМ СЕМЬЯМ 1.

Понятие и распространение мусульманского права. Ислам как социальное явление, определяющее мировоззрение мусульманского общества.

2. Основные мазхабы и источники мусульманского права. Коран – главная священная книга мусульман.

Роль Сунны в системе источников мусульманского права. Иджма и кияс как источники мусульманского права. 3. Ведущие отрасли мусульманского права.

Современное мусульманское право. Мусульманское религиозное право и светское законодательство мусульманских государств. 16 : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

: для животных. Схемы и конструкции. : На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+