Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Уголовное право - Обстоятельством смягчающим административную ответственность не признается

Обстоятельством смягчающим административную ответственность не признается

Статья 4.2. КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность


1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см.

комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения. 2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного.

Добровольное сообщение — это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении.

Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.
Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий.

Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8). 7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Малолетними в соответствии со статьей 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях.

Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е.

субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Комментарий к Ст. 4.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1.

При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность. Под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях либо признаваемые в качестве таковых судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание, поскольку характеризуют субъект административного правонарушения либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

2. По смыслу комментируемой статьи смягчающими могут быть лишь те обстоятельства, которые не относятся к квалифицирующим признакам состава административного правонарушения. 3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание этим лицом недопустимости своего поведения, результатом которого стало совершение противоправного деяния (как действия, так и бездействия). Факт раскаяния лица должен подтверждаться не только заявлениями лица о несовершении им новых правонарушений, но и объяснением обстоятельств, причин и мотивов совершения данного административного правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении.

Данного обстоятельства не было в первоначальной редакции КоАП РФ, оно было включено в комментируемую статью в 2004 году. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении может рассматриваться как реальное подтверждение раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, но лишь в том случае, когда лицо сообщает о факте совершения им административного правонарушения, о котором не было известно органам и должностным лицам, уполномоченным на выявление и пресечение такого административного правонарушения.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Данное обстоятельство свидетельствует об осознании виновным в совершении административного правонарушения противоправности своего деяния (действия либо бездействия) и выражается в реальных действиях, направленных на предотвращение еще не наступивших вредных последствий совершенного им административного правонарушения, либо в добровольном, а не принудительном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда. При этом предотвращение вредных последствий, как правило, должно иметь место непосредственно после совершения административного правонарушения.

Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда предполагает, что виновный по собственной инициативе выплачивает потерпевшему стоимость поврежденного имущества, передает в его распоряжение равноценное имущество. Возмещение ущерба или устранение причиненного вреда может быть полным либо частичным, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, определен ст. 4.7 КоАП РФ. 6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В состоянии сильного душевного волнения (аффекта) человек не всегда может адекватно воспринимать окружающую действительность и оценивать свои действия либо бездействие, и его волевые установки и поведение могут существенно отличаться от тех, которые свойственны данному лицу в обычном состоянии.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства только в отношении вменяемых лиц. Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е.
Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то данное обстоятельство исключает административную ответственность (см.

комментарий к ст. ст. 2.8 и ). Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами принято понимать неблагоприятные факторы, которые оказывают негативное воздействие на психическое состояние человека.

Такими обстоятельствами могут стать отсутствие стабильной работы, недостаток средств существования, плохие жилищные условия, тяжелая болезнь кого-либо из близких и проч.

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Наряду с этим для лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, законодатель предусмотрел особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности с применением к ним меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см.

комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ).

В связи с этим отнесение факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, служит дополнительным подтверждением проведения политики гуманного отношения к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Такой подход обусловлен тем, что несовершеннолетние, как принято традиционно считать, не способны объективно соизмерять свои возможности, легко поддаются чужому влиянию, не обладают достаточным жизненным опытом для правильной правовой оценки сложившейся ситуации.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данное обстоятельство отнесено к числу смягчающих административную ответственность ввиду того, что поведение беременной женщины может сопровождаться повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью.

Вместе с тем закон учитывает не только интересы здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка, но и интересы женщины, имеющей малолетнего ребенка.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетним ребенком признается несовершеннолетний, не достигший 14 лет. 9. К юридическим лицам применимы два из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств: — добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; — предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

10. Закрепленный в комментируемой статье перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.
Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.

11. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

12. Наличие одновременно обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств. 13. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания. Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность (например, в соответствии со ст.

5.19 КоАП РФ использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума влечет наложение административного штрафа с конфискацией предмета административного наказания). Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, указанные лица при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут не применять дополнительное наказание.

Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; 5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причинённого ущерба или добровольное устранение причинённого вреда; 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учёта обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 КоАП РФ

1. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся: 1) раскаяние лица — означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправный характер своего деяния, понимает, какие последствия оно повлекло, и примет все меры для того, чтобы не совершать подобные деяния в будущем. Раскаяние может быть как деятельным, т.е.

совершение действий по устранению последствия деяния (например, возмещение материального ущерба), так и в виде принесения извинений потерпевшему; 2) добровольные действия лица, совершившего административное правонарушение, направленные на предотвращение или снижение вредных последствий: — прекращение противоправного поведения; — сообщение о совершении административного правонарушения; — содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; — предотвращение вредных последствий административного правонарушения; — возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; — исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); 3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство должно быть доказано, как и остальные, показаниями свидетелей, письменными или иными доказательствами; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Считается, что несовершеннолетнее лицо не обладает достаточным жизненным опытом, чтобы правильно оценить характер совершаемого им деяния и осознать вредность наступивших последствий.

Кроме того, наказание в отношении несовершеннолетнего должно преследовать воспитательную цель.

В связи с этим несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Это обстоятельство связано с психологическим состоянием данной категории лиц, влияющим на способность правильно оценить характер совершаемого деяния.

2. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Судом, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, могут быть установлены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Навигация по записям

Другой комментарий к Ст.

4.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, изложенные в данной статье, служат основанием для смягчения административного наказания.

В отличие от уголовного закона смягчение административного наказания возможно лишь в рамках санкции нормы Особенной части КоАП РФ, законов субъектов РФ.

Когда обстоятельства, смягчающие ответственность, указаны в диспозиции конкретной нормы, они приобретают качественно иную правовую природу, влияющую на квалификацию административного правонарушения, и не могут рассматриваться основанием для смягчения ответственности. 2. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

3. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ.

Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу.

Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения. 4. Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба.

Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например, возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

5. Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП РФ. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это — кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП РФ является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении.

На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателю с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

6. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

7. В комментируемой статье несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Оно не находится в противоречии со ст.2.3 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, установленной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Иными словами, за некоторые виды административных правонарушений несовершеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении обязательно исследование данного вопроса, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок.

В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия. 8. Беременность является физиологическим процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, психику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью.

Данные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания.

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

9. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ Статья 4.2.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; 5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к ст. 4.2 КоАП РФ

1.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю.

По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено. Первым из них является раскаяние физического лица, совершившего правонарушение.

Раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, характеризующем его негативное отношение к правонарушению.

Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. При оценке этих признаков следует иметь в виду следующее:а) предотвратить причинение вредных последствий физическое лицо может только в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т.е.

до его совершения;б) поскольку иным способом предотвратить общественно опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка; административное производство по делу в этом случае исключается (см.

п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП);в) в отличие от вышеуказанных особенностей предотвращения вреда от правонарушения, возмещение вреда, причиненного проступком, или его устранение возможны только в случае уже совершенного административного правонарушения. Добровольность возмещения или устранения общественно опасных последствий означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.В соответствии с данной статьей в этом случае подразумевается физическое или юридическое лицо, вина которого в совершении проступка установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания: должностное лицо или орган при назначении административного наказания обязаны учесть возмещение виновным ущерба или причиненного вреда;г) применительно к п.

2 ч. 1 комментируемой статьи общественно опасные последствия проступка отождествляются КоАП с моральным, телесным (физическим) вредом или имущественным ущербом, причиненным правонарушителем физическому лицу, либо материальным ущербом или моральным вредом, причиненным юридическому лицу (см. комментарий к ч. 1 ст. 25.2).Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (об особенностях статуса несовершеннолетних правонарушителей см. комментарий к ст. 2.3).При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим: судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.2.

В отдельных, редких случаях противоправное действие физического лица может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, квалифицируют совершение правонарушения в состоянии аффекта в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.Важнейший признак аффекта — сиюминутная реакция лица, необычное психоэмоциональное состояние субъекта и внезапность его действий, могущих привести к причинению вреда.Термины affectio, affectus в римском праве употреблялись для обозначения понятий «воля», «намерение», «склонность».

Чувственный акт, основанный на осознанной эмоциональной взаимности, также отражался в содержании этих терминов. Так, термин affectio можно понимать как любовь или иные чувственные проявления, но уже не основанные на любовном влечении (например, расположение, пристрастие).

Некоторые романисты все же отмечают различие этих двух синонимических терминов, употребляемых в источниках римского права. Например, affectus, по мнению чешского романиста Милана Бартошека, означал «возбужденное состояние», а в более поздние периоды развития римского права — и «действие в таком состоянии». Историк права, профессор Варшавского университета Федор Дыдынский в своей работе 1890 г.

основным фактором affectus (affectio) называл любое психоэмоциональное проявление, основанное на волевых или чувственных реакциях человека. Милан Бартошек истолковывал affectus как особую реакцию на внешние проявления субъекта, действующего часто противоправно, основываясь на внезапно возникшем чувстве негодования или возбуждения, отражающем его негативную реакцию на происходящее.Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка.

Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.3. Следует учитывать особенности, смягчающие административную ответственность физического лица при квалификации тяжелых личных обстоятельств.

Под тяжелыми обстоятельствами по большей части понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 61 УК совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств квалифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего уголовное наказание.4. Применительно к налоговым правонарушениям обстоятельством, смягчающим ответственность за их совершение, среди прочих является совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п.

1 ст. 112 НК).В отличие от КоАП, квалификация обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, всегда учитывается при применении налоговых санкций.

Согласно п. 3 ст. 114 НК при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа — единственного вида налоговой санкции — подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК за совершение налогового правонарушения.Корреляция уголовных наказаний с обстоятельствами, смягчающими наказания, предусмотрена также ст.

62 УК, согласно которой при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и», «к» ч. 1 ст. 61 УК, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст.

4.2 КОАП РФ

  1. «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства»
  2. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
  3. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Сроки давности административных проступков

У административных правонарушений существует и свой срок давности. Так, при прошествии двух месяцев со дня совершения деяния наказание назначено быть не может. При этом необходимо учитывать, что при длящихся правонарушениях (к примеру, проживание на территории России без регистрации) срок отсчитывается со дня выявления данного факта.

При противоправных деяниях, обозначенных в статье 4.5 КоАП, срок увеличивается до одного года. К ним относятся проступки в области налогов, валюты, экологии.

Статья 4.3. КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Многие жизненные обстоятельства могут влиять на тяжесть совершенного административного правонарушения. Но только обстоятельства, указанные в данной статье, являются основанием для усиления административной ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

2. Перечень указанных в комментируемой статье обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, т.е. судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, не вправе признать отягчающими обстоятельства, не перечисленные в данной статье. 3. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании лица отказаться от продолжения противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения.

К уполномоченным лицам относятся представители государственной власти, должностные лица контрольно-надзорных органов и другие лица, которые по своему правовому статусу, должностному положению уполномочены требовать от других субъектов соблюдения установленных правил, норм, нормативов, стандартов. При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц образует самостоятельный состав административного правонарушения (см., например, ст.

20.27). 4. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающим обстоятельством.

Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное наказание, назначенное за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административное правонарушение может быть, на наш взгляд, признано, во-первых, если лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию, вновь совершает административные правонарушения; во-вторых, если не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания; в-третьих, если правонарушение совершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было применено административное наказание; в-четвертых, если повторное совершение правонарушения не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения.

5. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения и др.).

Вовлечение этих лиц в совершение преступлений образует состав преступления, предусмотренный статьей 150 УК РФ.

6. Совершение административного правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий двух или более лиц для совершения одного и того же правонарушения.

Совершение однородных административных правонарушений несколькими лицами, не объединенными в группу, не является по смыслу комментируемой статьи отягчающим ответственность обстоятельством.

7. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах закон признает отягчающим обстоятельством. Лицо, использующее такие обстоятельства для совершения административного правонарушения, должно нести повышенную ответственность (в пределах установленных санкций). 8. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством.

Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показания свидетелей и др.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава (см.

ст. ст. 12.8, 20.21). В отличие от других отягчающих обстоятельств состояние опьянения не всегда может быть признано таковым.

Закон предоставляет право судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать состояние опьянения нарушителя отягчающим обстоятельством.

9. Комментируемая статья устанавливает общее условие для признания рассмотренных обстоятельств отягчающими административную ответственность. Они могут учитываться в качестве таковых, если они не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Общие понятия

Перед тем как говорить про обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, необходимо определить основные ее особенности и характеристики.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+