Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Особенности расследования несчастных случаев на производстве

Особенности расследования несчастных случаев на производстве

Особенности расследования несчастных случаев на производстве

Форма 2


Форма Н-1 Один экземпляр направляется пострадавшему или его доверенному лицу Утверждаю ___________________________________ (подпись, фамилия, инициалы работодателя (его представителя) «___» _____________________ 20__ г. Печать (при наличии печати) Акт № ___ о несчастном случае на производстве 1. Дата и время несчастного случая __________________________________________ (число, месяц, год и время происшествия _________________________________________________________________________ несчастного случая, количество полных часов от начала работы) 2.

Организация (работодатель), работником которой является (являлся) пострадавший ____________________________________________________________ (наименование, место нахождения, юридический адрес, ведомственная _________________________________________________________________________ и отраслевая принадлежность/код основного вида экономической деятельности _________________________________________________________________________ по ОКВЭД/; фамилия, инициалы работодателя-физического лица) Наименование структурного подразделения _________________________________________________________________________ 3.

Организация, направившая работника _________________________________________________________________________ (наименование, место нахождения, юридический адрес, отраслевая принадлежность) 4.

Лица, проводившие расследование несчастного случая: _________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, должности и место работы) 5.

Сведения о пострадавшем: фамилия, имя, отчество ____________________________________________________ пол (мужской, женский) ____________________________________________________ дата рождения ____________________________________________________________ профессиональный статус __________________________________________________ профессия (должность) _____________________________________________________ стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай _________________________________________________________________________ (число полных лет и месяцев) в том числе в данной организации ___________________________________________ (число полных лет и месяцев) 6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда Вводный инструктаж ______________________________________________________ (число, месяц, год) Инструктаж на рабочем месте /первичный, повторный, внеплановый, целевой/ по (нужное подчеркнуть) профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай _________________________________________________________________________ (число, месяц, год) Стажировка: с «____» ________________ 20__ г. по «____» _________________ 20__ г.

_________________________________________________________________________ (если не проводилась — указать) Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай: с «___» __________ 20__ г. по «___» _________ 20__ г. _________________________________________________________________________ (если не проводилось — указать) Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай _________________________________________________________________________ (число, месяц, год, № протокола) 7.

по «___» _________ 20__ г. _________________________________________________________________________ (если не проводилось — указать) Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай _________________________________________________________________________ (число, месяц, год, № протокола) 7.

Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай _________________________________________________________________________ (краткое описание места происшествия с указанием опасных и (или) вредных производственных _________________________________________________________________________ факторов со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места несчастного случая) Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю _________________________________________________________________________ (наименование, тип, марка, год выпуска, организация-изготовитель) 7.1. Сведения о проведении специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) с указанием индивидуального номера рабочего места и класса (подкласса) условий труда ________________________________________________________________________*; 7.2. Сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест по условиям труда) (наименование, ИНН) _____________*; 8.

Обстоятельства несчастного случая _________________________________________________________________________ (краткое изложение обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, _________________________________________________________________________ описание событий и действий пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, и другие сведения, установленные в ходе расследования) 8.1.

Вид происшествия _____________________________________________________ 8.2. Характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья _________________________________________________________________________ 8.3. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения _______________________________________________________________ (нет, да — указать состояние и степень опьянения в соответствии _________________________________________________________________________ с заключением по результатам освидетельствования, проведенного в установленном порядке) 8.4.

Очевидцы несчастного случая ___________________________________________ _________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, постоянное место жительства, домашний телефон) 9. Причины несчастного случая _____________________________________________ (указать основную и сопутствующие причины _________________________________________________________________________ несчастного случая со ссылками на нарушенные требования законодательных и _________________________________________________________________________ иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов) 10. Лица, допустившие нарушение требований охраны труда: _________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы, должность (профессия) с указанием требований законодательных, иных _________________________________________________________________________ нормативных правовых и локальных нормативных актов, предусматривающих их ответственность _________________________________________________________________________ за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, указанными в п.

9 настоящего акта; при _________________________________________________________________________ установлении факта грубой неосторожности пострадавшего указать степень его вины в процентах) Организация (работодатель), работниками которой являются данные лица _________________________________________________________________________ (наименование, адрес) 11. Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Подписи лиц, проводивших расследование несчастного случая ___________________________________ (фамилии, инициалы, дата) ________________ *Если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) не проводилась, в пункте 7.1 указывается «не проводилась», пункт 7.2 не заполняется

Раздел 9.

Отчётность по несчастным случаям

9.1. Ведение установленной отчетности по НСПриложение 1 — Карточка учёта несчастного случаяПриложение 2 — Анкета расследования несчастного случаяКак видите, документ достаточно содержательный, а потому руководителю и специалисту по охране труда, нюансы расследования несчастного случая на производстве станут в помощь.Дело за малым, осталось скачать, понять и простить 🙂

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

установлен статьей 229 Трудового кодекса Российской Федерации. Для расследования несчастного случая работодатель немедленно создает комиссию в составе не менее трех человек, которая возглавляется работодателем или уполномоченным им представителем.

Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в комиссию включаются:

  1. специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя;
  2. представители работодателя;
  3. представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.

Следует учитывать, что руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Если несчастный случай произошел у работодателя — физического лица, в расследовании несчастного случая принимают участие:

  1. специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
  2. указанный работодатель или уполномоченный его представитель;
  3. доверенное лицо пострадавшего;

Если несчастный случай произошел с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, он расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай.

В данном случае в состав комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо. Неприбытие или несвоевременное прибытие указанного представителя не является основанием для изменения сроков расследования.Если несчастный случай произошел с работником организации, производящей работы на выделенном участке другой организации, он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы.

В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой работодателем с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области надзора и контроля.Для расследования несчастного случая на производстве, происшедшего на судне, комиссия формируется из представителей командного состава, судовой профсоюзной организации, а при ее отсутствии — из представителей команды. Комиссию возглавляет капитан судна, приказом которого утверждается состав комиссии.Каждый работник или уполномоченный им представитель имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с работником на производстве.

В состав комиссии по расследованию группового или тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом также включаются следующие лица:

  1. представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию);
  2. представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов.
  3. государственный инспектор по охране труда, возглавляющий комиссию;

По требованию пострадавшего, а в случае смерти пострадавшего по требованию его родственников, в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.Если имело место острое отравление или радиационное воздействие, превысившее установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа.

Возглавляет комиссию представитель этого органа.При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа. На судне состав комиссии формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, в соответствии с принадлежностью судна.При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.В некоторых случаях при расследовании несчастных случаев на производстве возникает необходимость проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений.

В таких случаях сроки, отведенные для расследования, могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

В таких случаях сроки, отведенные для расследования, могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.В каждом случае расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.

При расследовании несчастного случая в организации по требованию комиссии работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

  1. фотографирование места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;
  2. предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, необходимых для проведения расследования.
  3. выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

При расследовании несчастного случая у работодателя — физического лица необходимые мероприятия и условия проведения расследования определяются председателем комиссии. Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом подготавливаются следующие документы:

  1. медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  2. копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  3. другие документы по усмотрению комиссии.
  4. планы, эскизы, схемы, а при необходимости — фото- и видеоматериалы места происшествия;
  5. выписки из ранее выданных на данном производстве (объекте) предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;
  6. выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знаний по охране труда, имеющихся у пострадавших;
  7. экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;
  8. приказ (распоряжение) работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  9. документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  10. протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом, происшедшего у работодателя — физического лица, перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование. Собранные документы и материалы позволяют комиссии по расследованию несчастного случая на производстве:

  1. определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
  2. квалифицировать несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством;
  3. определить лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов;
  4. определить был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя;
  5. установить обстоятельства и причины несчастного случая;

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах., учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта Российской Федерации.При групповом несчастном случае на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации, то акт по форме Н-1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются работодателю, работником которого является (являлся) пострадавший, третий экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя, где произошел несчастный случай.При несчастном случае на производстве с застрахованным лицом составляется дополнительный экземпляр акта по форме Н-1.

Акт формы Н-1, введенный в действие с 1 января 2003 года Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года №73

«Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

.

Следует обратить внимание на несчастные случаи, произошедшие на производстве и подлежащие расследованию, но по решению комиссии не являющиеся несчастными случаями на производстве.

Такие несчастные случаи не учитываются и оформляются актом произвольной формы. К ним относятся:

  1. смерть, единственной причиной которой по заключению учреждения здравоохранения явилось алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушением технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;
  2. смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения или следственными органами;
  3. несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно- наказуемого деяния.

Акты о расследовании несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследования как не связанные с производством, вместе с материалами расследования хранятся работодателем в течение 45 лет.

Копии актов о расследовании указанных несчастных случаев и материалов их расследования направляются председателем комиссии в соответствующую государственную инспекцию труда. Материалы подготовлены группой консультантов-методологов .

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

ИНФОРМИРОВАНИЕ РАБОТНИКОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

После установления причины происшедшего несчастного случая, как правило, работодатель принимает меры по информированию работников о результатах расследования с целью недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Такие превентивные меры достигаются путем издания соответствующего приказа (см. приложение 6). Например, приказа о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, об усилении необходимых мер безопасности, о проведении внепланового инструктажа по безопасности труда и т.

д.ЗАКЛЮЧЕНИЕРасследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве имеет важное значение для их предупреждения и предотвращения, поэтому согласно статье 210 ТК РФ оно является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.Своевременно и качественно проведенное расследование обстоятельств и причин конкретного несчастного случая на производстве особо важно для выбора оптимальных профилактических мер, так как поиск и анализ причин каждого конкретного несчастного случая одновременно являются средством предотвращения реальной опасности травмирования других работников при подобных обстоятельствах и на аналогичных рабочих местах.Если расследование проведено в соответствии с законодательством Российской Федерации и истинные причины несчастного случая выявлены, то и проведение профилактических мероприятий будет способствовать устранению причин, которые могут привести к несчастному случаю.Автор: Владимир Геннадьевич Янышев, горный инженерПолную версию статьи читайте в №3 журнала

Особенности расследования несчастного случая на производстве

Несчастный случай на производстве – всегда неприятное и нежелательное событие, как для работника, так и для работодателя.

Но, в отличие от работника, работодатель оказывается более подготовленным к несчастному случаю и у него, ко всему прочему, имеется административный ресурс, который позволяет направлять ход дела в нужное для него русло.

Именно поэтому несчастный случай на производстве и будет рассмотрен с позиции наименее защищенной стороны в трудовом споре.

Вопросы, связанные с расследованием несчастного случая на производстве, непосредственно изложены в ст. ст. 227-231 Трудового кодекса РФ, а также в Постановлении Министерства труда и социального развития от 24 октября 2002 года № 73

«Об утверждении форм документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

.

В соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию; проинформировать родственников пострадавшего работника только при тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом.

В случае доставки пострадавшего в медицинскую организацию, вопросов с доказыванием полученной травмы, как правило, не возникает.

Вопросы возникают, когда пострадавшему оказана первая медицинская помощь внутри производства, без фиксации оказания этой помощи в каких-либо внутренних документах предприятия. Доказать в последующем факт причинения вреда здоровью только на основании свидетельских показаний, довольно затруднительно.

Кроме того, необходимо учитывать ненадежность таких свидетелей, которые ближе к суду или уже в суде начинают отказываться от своих обещаний свидетельствовать в пользу пострадавшего. Страх потерять работу в 99,0% подобных случаев заставляет таких свидетелей выступать на стороне работодателя. И если во времена СССР люди из-за сохранения своей чести, совести, достоинства, порядочности не задумываясь шли в тюрьму и даже под расстрел, рискуя подчас своими родными и близкими, то деградация современной России, как власти, так и всего общества, заставляет российских граждан идти на сделку с совестью даже только из-за вопросов материального благополучия.

Вопрос информирования родственников пострадавшего остался к сожалению, не до конца решенным на законодательном уровне. Например, в случае со смертельным исходом, не возникает никаких вопросов — надо немедленно сообщать родственникам погибшего. А как определить на первый взгляд – тяжелый несчастный случай или нет?

Тут и профессионал не сможет дать однозначный ответ, не то, что работодатель.

Кроме того, формулировка ст. 228 Трудового кодекса РФ требует немедленно проинформировать родственников пострадавшего. В связи с чем также возникает закономерный вопрос: «А немедленно – это через какое время?» Опять имеем оценочное понятие, которое играет на руку работодателю, а не работнику, т. к. время, после которого стало известно родственникам пострадавшего, позволяет последним своевременно принять участие в расследовании несчастного случая.

к. время, после которого стало известно родственникам пострадавшего, позволяет последним своевременно принять участие в расследовании несчастного случая. А ведь есть хорошая практика по разрешению сходных случаев. Например, в «Пансионате для инвалидов по зрению» города Москвы, в медицинских картах, прибывающих на отдых и лечение инвалидов, указывается телефон родственников, которые сообщает сам инвалид, на случай непредвиденной ситуации.

И подобная практика позволяла и позволяет оперативно держать связь с родственниками инвалида и, соответственно, также оперативно принимать неотложные решения, о которых уже либо знают родственники инвалида, либо о которых они ставятся в известность, буквально в первые минуты после принятого в отношении инвалида решения. Сейчас уже XXI век, когда практически у каждого есть в наличии сотовый телефон и компьютер.

Прогресс продолжает свое уверенное развитие по планете, и только наши законодатели, по — прежнему, продолжают сидеть в телеге 18 века. В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие не только с работниками, но и также с другими лицами, участвующими в производственной деятельности.

Основной критерий, по которому проводится отделение указанных лиц от иных лиц, не связанных с производством, является наличие причинно-следственной связи трудовых отношений указанных лиц с работодателем. Далее в указанной статье перечислены категории событий, которые надлежит квалифицировать как несчастный случай, а также условия, при которых они должны произойти, к которым в частности относятся время и место несчастного случая. При этом, необходимо обратить внимание на то, что несчастным случаем на производстве признается также причинение телесных повреждений работнику иным лицом, вследствие получения укусов, нанесенных животными и насекомыми, удара молнией, повреждения здоровья в результате стихийных и иных бедствий.

Т. е. несчастными случаями на производстве признаются также события, не имеющие прямого отношения к вине работодателя, но, тем не менее, признанные законодателем находящимися в непосредственной связи с исполнением пострадавшим своих трудовых обязанностей.

Аналогичным образом законодатель установил причинную связь со временем и местом получения пострадавшим травмы. Пострадавший в момент несчастного случая не обязательно должен находиться на территории предприятия и (или) выполнять свои непосредственные трудовые обязанности. Так к несчастным случаям на производстве также будут относиться травмы полученные пострадавшим во время обеденных перерывов, при выполнении сопутствующей работы, сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни, при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора, при следовании к месту служебной командировки и обратно, при различных междусменных видах отдыха (вахтовый или сменный метод работы), при действиях не по поручению, но в интересах работодателя, при привлечении для устранения чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф и т.д.).
Так к несчастным случаям на производстве также будут относиться травмы полученные пострадавшим во время обеденных перерывов, при выполнении сопутствующей работы, сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни, при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора, при следовании к месту служебной командировки и обратно, при различных междусменных видах отдыха (вахтовый или сменный метод работы), при действиях не по поручению, но в интересах работодателя, при привлечении для устранения чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф и т.д.).

При расследовании несчастного случая действует одно общее правило – оно расследуется по месту, где произошел несчастный случай. Поэтому, если несчастный случай имел место быть во время нахождения работника в командировке, то расследование проводит тот работодатель, к которому был прикомандирован пострадавший.

В соответствии с п. 6 и п. 7 Раздела I.

«Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций РФ (находящихся под юрисдикцией РФ), временно находившихся в служебной командировке на территории государств – участников СНГ, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государств проживания, принятых Советом глав правительства Содружества Независимых Государств в Москве 9 декабря 1994 г.

и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г.

№ 616. Острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967. В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. При этом общее число всех членов комиссии должно быть нечетное число – п.

8 Раздела II

«Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

.

В число членов комиссии обязательно включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда, если такие органы созданы на предприятии.

Запрещается назначать в состав комиссии лиц, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай. Как правило, такими лицами являются непосредственные начальники работника – начальники смен, участков, отделов. При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

В зависимости от тяжести несчастного случая комиссию по расследованию несчастных случаев могут возглавляет работодатель (его представитель) либо должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Состав комиссии, как правило, утверждается приказом работодателя.

Несчастный случай, произошедший с лицом, направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай.

В состав комиссии входит представитель работодателя, направившего это лицо. При несчастном случае, происшедшем в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа.

В п. 41 Раздела V Заключительные положения

«Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

установлено, что члены комиссии, включая их председателей, несут персональную ответственность за объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований по несчастным случаям.

В соответствии с толкованием указанного пункта члены комиссии, включая их председателей, несут персональную ответственность перед….

Работодателем Каковы будут объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований по несчастным случаям можно даже не сомневаться. В связи с чем, было бы более правильно предусмотреть на законодательном уровне административную и уголовную ответственность членов комиссии, включая их председателей, за достоверность проведенной проверки по расследованию несчастных случаев на производстве. Ст. 229 Трудового кодекса РФ предусматривает, что каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо, имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.

Вместе с тем, следующим пунктом настоящей статьи указано, что законный представитель или иное доверенное лицо потерпевшего могут принимать участие в расследовании несчастного случая.Расплывчатость и противоречивость формулировки прав потерпевшего, отсутствие прописанного порядка допуска и участия в расследовании несчастного случая не позволяет с полной уверенностью говорить о том, каким образом потерпевший, его представитель или иное доверенное лицо и в каком качестве будут принимать то самое участие при расследовании несчастного случая. Мы все имеем много различных прав, гарантированных нам всевозможными правовыми актами, в том числе и Конституцией РФ, вот только без обличения этих прав в процессуальную форму, все эти права представляют из себя не что иное, как декларативные заявления или мертвую фикцию. Ст. 229.1. Трудового кодекса РФ установлены сроки расследования несчастного случая, которые напрямую зависят от степени повреждения здоровья.

При легком повреждении здоровья срок расследования составляет не более 3 дней. При тяжелом повреждении здоровья или со смертельным исходом такой срок не может превышать 15 дней.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений. Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

Кроме того, в п. 25

«Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

указаны дополнительные основания для проведения и продления проверки по несчастному случаю на производстве: — при выявлении несчастного случая на производстве, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 Кодекса (далее-сокрытый несчастный случай на производстве), — поступлении жалобы, заявления или иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии, — а также при поступлении от работодателя (его представителя) сообщений о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости – представителей иных органов государственного надзора и контроля, а в случаях, упомянутых в абзаце пункта 20 настоящего Положения, — исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя).

По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение по форме 5, предусмотренной приложением № 1 к настоящему Положению, и выдает предписание, являющимися обязательными к исполнению работодателем (его представителем). В соответствии со ст. 229.3. Трудового кодекса РФ: Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая.

В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. Самое главное, что должны запомнить как сам пострадавший от несчастного случая, так и родственники погибшего, что они имеют полное право, независимо от времени прошедшего со дня несчастного случая, обратиться в инспекцию по охране труда, в случаях выявления существенных обстоятельств, повлиявших на проведение расследование несчастного случая на производстве.

Самое главное, что должны запомнить как сам пострадавший от несчастного случая, так и родственники погибшего, что они имеют полное право, независимо от времени прошедшего со дня несчастного случая, обратиться в инспекцию по охране труда, в случаях выявления существенных обстоятельств, повлиявших на проведение расследование несчастного случая на производстве. Итак, продолжим. Пострадавший отправлен в больницу (возьмем для примера наиболее сложный случай), комиссия создана и начала свою работу. Родственников пострадавшего в этот момент со стороны работодателя вряд ли кто спешит информировать.

Это не в интересах работодателя. Поэтому у родственников пострадавшего в этом случае одна надежда на то, что им о несчастном случае на производстве сообщит кто-то из сослуживцев пострадавшего.

Основная задача комиссии заключается в том, чтобы оформить документы, связанные с несчастным случаем таким образом, чтобы они отражали интересы работодателя.

Вот почему как самому пострадавшему, так и его законному представителю или иному доверенному лицу необходимо обращать самое пристальное внимание на порядок оформления материалов расследования несчастного случая.

В соответствии со ст. 229.2. Трудового кодекса РФ Материалы расследования несчастного случая включают:

  1. планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фото- и видеоматериалы;
  2. документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
  3. медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  4. протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
  5. экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
  6. приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
  7. копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
  8. выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  9. выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
  10. другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.Прежде всего, комиссия обязана зафиксировать само место происшествия, для чего произвести фотографирование или видеосъемку места происшествия с разных ракурсов, составить схему, эскиз, план, протокол места происшествия, составить протокол опроса очевидцев происшествия и пострадавшего (Форма 6, если он не был отправлен в больницу), изъять журналы инструктажа по охране труда и протоколы проверки знаний по охране труда, документы, связанные с аттестацией рабочего места, а также получить копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.

При необходимости, комиссия назначает проведение различного рода лабораторных испытаний, измерений, и иных необходимых экспертиз, которые выполняются за счет работодателя. Следующим этапом комиссия обязана опросить пострадавшего – составить протокол опроса пострадавшего при несчастном случае, особенно если тот был доставлен в медицинское учреждение и опросить его сразу не представилось возможным. Далее направить запрос в медицинское учреждение, куда первоначально был доставлен пострадавший, о выдаче медицинского заключения о тяжести повреждения здоровья.

Указанное медицинское заключение должно быть выдано в течение суток со дня поступления запроса. Для данного документа предусмотрена установленная приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 апреля 2005 г. N 275 Учетная форма 315/у

«Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести»

.

От тяжести повреждения здоровья, указанного в медицинском заключении, зависит факт того, будет ли работодатель сообщать о данном несчастном случае в контрольные и надзорные органы власти, или нет. Кроме того, от наличия медицинского заключения о том, что пострадавшему причинено тяжелое повреждение здоровья зависит и размер возмещаемого вреда. Именно это медицинское заключение, в первую очередь, вызывает противоположный интерес со стороны работодателя и работника.

Именно на этом этапе работодатель старается осуществить незаконные действия, направленные на сокрытие факта тяжелого повреждения здоровья, которое во всех случаях влечет для него негативные последствия, вплоть до возбуждения уголовного дела.

Так каким образом он это делает?

Это надо знать не только работнику, но и каждому, кому придется участвовать в оказании правовой помощи по делам данной категории. Есть два основных варианта развития событий. Вариант первый. Работодатель договаривается с врачом либо с руководителем медицинского учреждения, куда был доставлен потерпевший, и получает на руки медицинское заключение в котором изменен диагноз травм пострадавшего, дающего основания для иной квалификации причиненного вреда здоровью.

Выявить подобный случай тяжело, но возможно.

Для этого желательно иметь медицинские познания, в крайнем случае, обратиться за консультацией к соответствующему специалисту или эксперту (врачу), и провести сравнительный анализ характера полученных пострадавшим травм, со Схемой определения тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 160 г. Выявление существенных расхождений в определение тяжести причиненного вреда здоровью является основанием для рассмотрения данного спора в суде.

Вариант второй. Работодатель прячет медицинское заключение, а пострадавшему или его законному представителю, иному доверенному лицу, показывает запись в Акте о несчастном случае на производстве п. 8.2., которая на самом деле является не более чем, как неподтвержденной ничем записью, скрывая характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья.

Один экземпляр Акта о несчастном случае на производстве работодатель обязан по окончании расследования выдать на руки пострадавшему, его законному представителю или иному доверенному лицу, а в случае смерти работника — его родственникам. На самом деле, даже в случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования – ст. 229 Трудового кодекса РФ, а не с Актом о несчастном случае на производстве.

Перечень материалов расследования указан выше. В материалах расследования обязательно должен быть такой отдельный документ как

«Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести»

(Учетная форма 315/у).

Для потерпевшего особое значение имеет также п.

10 «Акта о несчастном случае на производстве», в котором отражаются сведения о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда, а также степень вины застрахованного в процентах, если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью – ст. 229.2. Трудового кодекса РФ. Однако работодатели, то ли по незнанию, то ли с целью введения в заблуждение, а возможно и откровенного запугивания пострадавшего включает в данный пункт степень вины застрахованного (пострадавшего) в процентах независимо от наличия (любой формы) или отсутствия вины. Ещё раз необходимо подчеркнуть, что степень вины застрахованного в процентах в п.

10 Акта ставится только в том случае, если комиссией установлена грубая неосторожность застрахованного. В соответствии с нормами гражданского права – ст.

1083 ГК РФ Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное.

При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (пункт 1 статьи 1085), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (статья 1089), а также при возмещении расходов на погребение (статья 1094).На основании собранных материалов расследования комиссия квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Трудовым кодексом РФ предусмотрено всего три таких случая, при которых несчастный случай на производстве может быть квалифицирован как несчастный случай не связанный с производством:

  • смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества;
  • несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.
  • смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом;

При этом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.

23 Положения

«Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

, решение о квалификации несчастного случая, происшедшего при совершении пострадавшим действий, содержащим признаки уголовного правонарушения, принимается комиссией с учетом официальных постановлений (решений) правоохранительных органов, квалифицирующих указанные действия.

До получения указанного решения председателем комиссии оформление материалов расследования несчастного случая временно приостанавливается. Для судебного разбирательства потерпевшему необходимо истребовать от работодателя такой документ как Журнал регистрации несчастных случаев на производстве Форма 9. Для чего он нужен? В этом Журнале обязательно фиксируются все несчастные случаи, которые имели место быть у данного работодателя.

Анализ содержащихся в Журнале записей (количество и периодичность несчастных случаев на производстве, причины, которые способствовали их возникновению и т.д.) позволяет установить вину работодателя в происшедшем несчастном случае с потерпевшим, которая влияет на размер взыскиваемого морального вреда и возможного привлечения работодателя к предусмотренной законодательством ответственности.

V. Заключительные положения

36.

По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом — в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по , предусмотренной приложением N 1 к настоящему постановлению.

О страховых случаях указанное сообщение направляется также в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя). 37. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (их представитель) в течение суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие государственные инспекции труда, профсоюзные органы и территориальные органы федерального надзора (если несчастные случаи произошли в организациях (на объектах), подконтрольных территориальным органам федерального надзора), а о страховых случаях — в исполнительные органы страховщика (по месту регистрации страхователя).

38. Если при осуществлении надзорно-контрольной деятельности государственным инспектором труда установлено, что утвержденный работодателем (его представителем) акт формы Н-1 () составлен с нарушениями установленного порядка или не соответствует обстоятельствам и материалам расследования несчастного случая, государственный инспектор труда вправе обязать работодателя (его представителя) внести в него необходимые изменения и дополнения. В необходимых случаях государственным инспектором труда проводится дополнительное расследование несчастного случая (при необходимости — с участием пострадавшего или его доверенного лица, профсоюзного инспектора труда, должностных лиц иных органов государственного надзора и контроля, представителей страховщика).

По результатам проведенного дополнительного расследования государственный инспектор труда оформляет акт о расследовании несчастного случая установленной формы и выдает соответствующее предписание, которое является обязательным для исполнения работодателем (его представителем). При этом прежний акт формы Н-1 () признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. 39. Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием представителя профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа данной организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.

Результаты расследования групповых несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в организациях железнодорожного транспорта, рассматриваются также руководителями соответствующих отраслевых органов управления с участием представителей соответствующих территориальных объединений отраслевого профсоюза. 40. В случае ликвидации в соответствии с действующим законодательством организации или прекращения работодателем — физическим лицом предпринимательской деятельности до истечения установленного срока хранения актов о происшедших несчастных случаях на производстве оригиналы указанных актов подлежат передаче на хранение в установленном порядке правопреемнику, а при его отсутствии — соответствующему государственному органу, осуществляющему данные функции, с последующим информированием об этом государственной инспекции труда.

41. В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за своевременное и надлежащее расследование, оформление, регистрацию и учет несчастных случаев на производстве, а также реализацию мероприятий по устранению причин несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя (его представителя). Члены комиссий (включая их председателей), проводящие в установленном порядке расследование несчастных случаев, несут персональную ответственность за соблюдение установленных сроков расследования, надлежащее исполнение обязанностей, указанных в п.21 настоящего Положения, а также объективность выводов и решений, принятых ими по результатам проведенных расследований несчастных случаев.

42. Контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в подчиненных (подведомственных) организациях осуществляется в соответствии со статьей 353 Кодекса федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами и состоящими в их ведении инспекторами труда в отношении организаций, в которых имеются первичные органы этих профессиональных союзов. Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами федеральной инспекции труда.────────────────────────────── *(1) Содержание понятия «несчастный случай на производстве» соответствует стандартному международному термину «профессиональный несчастный случай».

*(2) Расследование и учет несчастных случаев, происшедших со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования во время учебно-воспитательного процесса в указанных образовательных учреждениях, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования, по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. *(3) Расследование и учет несчастных случаев, происшедших со спортсменами-любителями во время учебно-тренировочных занятий и проведения спортивных соревнований, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами физической культуры и спорта по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

*(4) Несчастные случаи, происшедшие в указанных учреждениях с работниками и другими лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации, расследуются в соответствии с законодательством государства, гражданами которого они являются, если международным договором не предусмотрено иное.Источник — Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. N 73

«Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»

(с изменениями и дополнениями).

С изменениями и дополнениями от 20 февраля 2014 г., 14 ноября 2016 г. Метки Поделиться ссылкой:

Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 24 октября 2002 года N 73 (с изменениями на 14 ноября 2016 года)В соответствии со (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, (ч.I), ст.3) и (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст.3497) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:1.

Утвердить:формы документов (формы 1-9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, согласно приложению N 1;Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях согласно приложению N 2.2.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+