Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Работа по контракту беларусь

Работа по контракту беларусь

Работа по контракту беларусь

Военная служба по контракту


Граждане, соответствующие требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «», могут добровольно поступать на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны Республики Беларусь или иным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба. Порядок заключения и условия контракта о прохождении военной службы, а также форма типовых контрактов о прохождении военной службы устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства обороны Республики Беларусь и иных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба. Заключение контракта о прохождении военной службы Контракт о прохождении военной службы может заключаться с:

  1. гражданами мужского пола, не состоящими в запасе и достигшими 18-летнего возраста, – на должности солдат, матросов, сержантов и старшин. При этом указанные граждане до заключения контракта о прохождении военной службы не освобождаются от установленных настоящим Законом мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве;
  2. военнообязанными;
  3. гражданами женского пола, не состоящими в запасе и достигшими 19-летнего возраста;
  4. военнослужащими, проходящими срочную военную службу и прослужившими не менее шести месяцев;
  5. другими гражданами на основании указов Президента Республики Беларусь.
  6. военнослужащими, призванными на военную службу офицеров по призыву, после двух лет прохождения ими военной службы;
  7. военнослужащими, у которых заканчивается срок предыдущего контракта о прохождении военной службы;

Граждане, соответствующие требованиям, установленным для прохождения военной службы, могут добровольно поступать на военную службу по контракту на должности солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов:

  1. солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы запаса – в возрасте до 40 лет, ранее уволенные с военной службы только по основаниям, предусмотренным абзацем третьим части третьей, абзацем вторым части четвертой, частями пятой и девятой статьи 59 настоящего Закона, либо уволенные по аналогичным основаниям со службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, а в отдельных случаях старше 40 лет – по решению Министра обороны Республики Беларусь либо иного руководителя государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.
  2. впервые – в возрасте до 35 лет;

Граждане, соответствующие требованиям, установленным для прохождения военной службы, могут добровольно поступать на военную службу по контракту на должности офицеров:

  1. впервые – в возрасте до 35 лет;
  2. офицеры запаса – в возрасте до 40 лет, ранее уволенные с военной службы только по основаниям, предусмотренным абзацем третьим части третьей, абзацем вторым части четвертой, частями пятой и девятой статьи 59 настоящего Закона, либо уволенные по аналогичным основаниям со службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, а в отдельных случаях старше 40 лет – по решению Президента Республики Беларусь.

Отбор граждан для поступления на военную службу по контракту и их прием на военную службу по контракту в Вооруженные Силы и другие воинские формирования организуются и проводятся в порядке, определяемом соответственно Министерством обороны Республики Беларусь и другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба.

Поступление граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы, другие воинские формирования оформляется приказами соответствующих должностных лиц. Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей. Основаниями для отказа гражданину, поступающему на военную службу по контракту, в заключении контракта являются:

  1. решение аттестационной комиссии воинской части о несоответствии гражданина, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Законом.
  2. решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром воинской части, об отказе в заключении контракта о прохождении военной службы по итогам конкурсного отбора;
  3. отсутствие в Вооруженных Силах или других воинских формированиях вакантных воинских должностей согласно полученной гражданином специальности и присвоенной квалификации или имеющейся у него военно-учетной специальности;

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, поступающими на военную службу по контракту:

  1. имеющими судимость.
  2. отбывшими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях;
  3. в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

Командир воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за два месяца до истечения срока действующего контракта.

Военнослужащие мужского пола из числа граждан призывного возраста, не проходивших ранее срочную военную службу, службу в резерве, проходящие военную службу по контракту и не выслужившие установленный срок первого контракта о прохождении военной службы, при досрочном расторжении контракта увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников. Военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту и не выслужившие установленный срок первого контракта о прохождении военной службы, проходившие ранее срочную военную службу, службу в резерве и не выслужившие установленный срок срочной военной службы, службы в резерве, направляются для дальнейшего прохождения срочной военной службы. Куда обратиться для поступления на военную службу по контракту?

  • В воинскую часть, в которой гражданин желает проходить военную службу. Если гражданин согласен проходить военную службу за пределами своего района (области), он может обратиться в воинские части, дислоцирующиеся в других районах (областях).
  • В военный комиссариат для получения информации о наличии вакантных должностей в частях. Если гражданин согласен проходить военную службу за пределами своего района (области), он может обратиться в военные комиссариаты, дислоцирующиеся в других районах (областях).

При обращении кандидата в военный комиссариат (его обособленное подразделение) о возможности поступления на военную службу он подает соответствующее заявление на имя военного комиссара, которое должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней с момента его подачи. При рассмотрении заявления в военном комиссариате (его обособленном подразделении) должностное лицо, назначенное по решению военного комиссара, проводит собеседование с кандидатом, в ходе которого он информируется о порядке поступления и условиях прохождения военной службы по контракту, наличии воинских должностей, на которые кандидат может быть назначен в соответствии с полом, имеющимся у него образованием, профилем подготовки и ВУС, в воинских частях, дислоцирующихся в соответствующем районе (городе) или в других районах (городах).

Доводит требования, предъявляемые к кандидатам для поступления на военную службу по контракту, в том числе о необходимости прекращения предпринимательской деятельности, если таковая имеет место. Кроме того, кандидату, по его просьбе, должны быть предоставлены адреса (номера служебных телефонов) воинских частей (должностных лиц), куда (к кому), он может обратиться для поступления на военную службу по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским, профессионально-психологическим требованиям, установленным для прохождения военной службы и конкретной военно-учетной специальности.

Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессионально-психологическому отбору.

Медицинское освидетельствование граждан проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. По его результатам выносится заключение о категории годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья. На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Мероприятия по профессионально-психологическому отбору проводятся соответствующими специалистами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны Республики Беларусь и иных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.

По его результатам выносится заключение о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности. Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, кроме требований, указанных в части первой настоящей статьи, должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.

Порядок отбора и приема граждан на военную службу по контракту Отбор для поступления на военную службу по контракту (далее – отбор) кандидатов проводится с целью комплектования Вооруженных Сил военнослужащими, соответствующими медицинским и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, установленным для прохождения военной службы и конкретной военно-учетной специальности (далее – установленные требования для прохождения военной службы). Отбор кандидатов, изъявивших желание добровольно поступить на военную службу по контракту, проводится путем проведения мероприятий по определению их соответствия установленным требованиям для прохождения военной службы и включает в себя следующие этапы:

  1. определение соответствия кандидатов установленным требованиям для прохождения военной службы.
  2. первичное изучение кандидатов;

Первичное изучение кандидатов осуществляет должностное лицо воинской части, назначенное по решению командира воинской части, посредством проведения предварительного собеседования и изучения представленных документов.

В ходе предварительного собеседования кандидат информируется о наличии воинских должностей (далее, если не установлено иное, – должность) в воинской части (подразделении), на которые он может быть назначен в соответствии с его полом, уровнем образования и профессиональной подготовки, о порядке поступления и условиях прохождения военной службы по контракту, а также рассматриваются другие вопросы, касающиеся особенностей прохождения военной службы по контракту. По результатам проведения предварительного собеседования должны быть определены:

  1. возможность поступления кандидата на военную службу по контракту;
  2. в какое воинское подразделение и на какую должность планируется назначение кандидата.

При наличии вакантных должностей и отсутствии других оснований для отказа в поступлении на военную службу по контракту кандидат подает на имя командира воинской части заявление о приеме на военную службу по контракту (далее – заявление). К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. копии страниц 25 (о регистрации по месту жительства), 31, 32 паспорта гражданина Республики Беларусь;
  2. копии документов об образовании (если кандидат окончил учреждение образования иностранного государства – свидетельство о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь);
  3. автобиография (для приобщения в раздел «Дополнительные материалы» личного дела);
  4. иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (для кандидатов, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств республиканского бюджета, – свидетельство о направлении на работу в воинскую часть (организацию Вооруженных Сил) либо справка о самостоятельном трудоустройстве, на должности врачей – сертификат о прохождении интернатуры).

Уполномоченные должностные лица воинской части:

  1. запрашивают в соответствующих государственных органах (организациях) сведения о том, что в отношении кандидата не осуществляется уголовное преследование, он не является отбывшим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях и не имеет судимости, а также иные сведения, необходимые для изучения кандидата;
  2. изучают и проверяют документы, представленные кандидатами, а также иные документы, полученные из государственных органов (организаций) и подтверждающие соответствие кандидатов установленным требованиям для прохождения военной службы.

Содержание проведенного собеседования, а также результаты рассмотрения заявления и изучения представленных кандидатом и полученных из государственных органов (организаций) документов заносятся в лист изучения кандидата (далее – лист изучения).

Лист изучения заполняет должностное лицо воинской части, осуществляющее первичное изучение кандидата. Лист изучения должен содержать следующие сведения:

  1. основание увольнения с военной службы (службы);
  2. дата и место рождения;
  3. периоды прохождения военной службы (службы);
  4. гражданская специальность и стаж работы;
  5. военно-учетная специальность (указать номер), которую получил при прохождении военной службы (службы);
  6. образование;
  7. сведения о кандидате:
  8. сведения о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
  9. должности, на которых проходил военную службу (службу);
  10. обеспеченность жильем по месту дислокации воинской части;
  11. сведения о принесении Военной присяги;
  12. сведения о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
  13. сведения о подписании обязательства по соблюдению ограничений, установленных в статьях 17–20 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2303);
  14. наименование должности, воинского звания, инициалы, фамилия и подпись должностного лица, составившего лист изучения кандидата, дата его заполнения.
  15. семейное положение, состав семьи;
  16. мотивы поступления на военную службу по контракту;
  17. адрес регистрации по месту жительства;
  18. предложенные кандидату наименование подразделения и должности в воинской части для прохождения военной службы по контракту;
  19. воинское звание запаса, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется);

Результаты первичного изучения кандидатов с предложениями о целесообразности последующего проведения мероприятий по определению соответствия кандидатов установленным требованиям для прохождения военной службы представляются командиру воинской части. Кандидат дает письменное обязательство о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, если он ее ранее не проходил.

При отсутствии в воинской части вакантных должностей, на которые может быть назначен кандидат в соответствии с полученной им специальностью и присвоенной квалификацией или имеющейся у него военно-учетной специальностью, либо установлении иных обстоятельств, предусмотренных частями седьмой и восьмой статьи 42 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 29, ст.

При отсутствии в воинской части вакантных должностей, на которые может быть назначен кандидат в соответствии с полученной им специальностью и присвоенной квалификацией или имеющейся у него военно-учетной специальностью, либо установлении иных обстоятельств, предусмотренных частями седьмой и восьмой статьи 42 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 29, ст. 501; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/976), дальнейшие мероприятия по приему кандидата на военную службу по контракту не осуществляются, а кандидату выдается письменный отказ в поступлении на военную службу по контракту за подписью командира воинской части с указанием причины отказа.

В случае положительного решения командира воинской части о последующем проведении мероприятий по определению соответствия кандидата установленным требованиям для прохождения военной службы кандидату выдаются необходимые направления с указанием:

  1. даты проведения мероприятий по профессионально-психологическому отбору;
  2. даты заседания аттестационной комиссии воинской части.
  3. места прохождения медицинского освидетельствования;
  4. места и времени проверки уровня физической подготовки;

Определение соответствия кандидатов установленным требованиям для прохождения военной службы проводится в ходе:

  1. заседания аттестационной комиссии воинской части.
  2. медицинского освидетельствования;
  3. профессионально-психологического отбора;
  4. проверки уровня физической подготовки;

Для определения соответствия медицинским требованиям, предъявляемым к кандидатам, поступающим на военную службу по контракту, кандидат направляется из воинской части в военный комиссариат района (города) по месту состояния его на воинском учете (постоянному месту жительства (регистрации)) или дислокации воинской части.

С этой целью ему выдается направление. Кандидату разъясняется, что для прохождения медицинского освидетельствования он должен иметь:

  1. характеристику или характеристику-рекомендацию;
  2. фотографическую карточку 2,5 x 3,5 см (бюст, анфас, без головного убора на светлом фоне)
  3. паспорт (военный билет);
  4. направление на медицинское освидетельствование;

По результатам медицинского освидетельствования выносится заключение о категории годности кандидата к военной службе по состоянию здоровья.

Мероприятия по профессионально-психологическому отбору проводятся в соответствии с частью четвертой статьи 41 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе».

По результатам проведенных мероприятий выносится заключение о профессиональной пригодности кандидатов к военной службе по контракту на конкретной воинской должности.

Определение соответствия кандидатов установленным требованиям для прохождения военной службы по уровню физической подготовки осуществляется по результатам проверки их физической подготовленности. На военную службу по контракту может рассматриваться кандидат, получивший индивидуальную оценку физической подготовленности не ниже «удовлетворительно».

Для определения возможности назначения кандидата на должность, связанную с необходимостью доступа к государственным секретам, в воинской части подготавливаются и направляются в соответствующий орган государственной безопасности материалы для согласования его допуска к государственным секретам. Результаты проверки соответствия кандидата установленным требованиям для прохождения военной службы заносятся в лист изучения. Перед заседанием аттестационной комиссии воинской части кандидаты дают письменное обязательство по соблюдению ограничений, которое приобщается в раздел «Дополнительные материалы» их личных дел.

Отказ от подписания обязательства по соблюдению ограничений влечет за собой отказ в приеме на военную службу по контракту.

С поступлением в воинскую часть всех необходимых документов и завершением проведения мероприятий по определению соответствия кандидата установленным требованиям для прохождения военной службы возможность поступления кандидата на военную службу по контракту рассматривается на заседании аттестационной комиссии воинской части.

На заседание аттестационной комиссии воинской части представляются следующие документы и сведения:

  1. сведения о согласовании с органом государственной безопасности допуска кандидата к государственным секретам в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;
  2. личное дело кандидата, послужной список (при их наличии);
  3. обязательство по соблюдению ограничений в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.
  4. заключение о категории годности кандидата к военной службе по состоянию здоровья;
  5. заявление и иные документы;
  6. лист изучения;
  7. заключение о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности;
  8. документы и сведения, полученные из соответствующих государственных органов (организаций);
  9. декларация о доходах и имуществе в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;
  10. сведения о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;

На заседании аттестационной комиссии принимается одно из следующих решений:

  1. об отказе в приеме на военную службу по контракту в связи с несоответствием кандидата установленным требованиям для прохождения военной службы, а также наличием обстоятельств, предусмотренных частью восьмой статьи 42 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»;
  2. об отказе в приеме на военную службу по контракту по итогам конкурсного отбора;
  3. о соответствии кандидата установленным требованиям для прохождения военной службы;
  4. о необходимости дополнительного изучения кандидата и повторного рассмотрения соответствующих материалов (при необходимости указывается срок рассмотрения).

Реквизиты и выводы решения аттестационной комиссии воинской части указываются в листе изучения. На основании решения аттестационной комиссии командир воинской части принимает решение в отношении кандидатов, назначаемых на должности в воинской части: солдат и сержантов – о приеме на военную службу по контракту; офицеров и прапорщиков – о ходатайстве по подчиненности в приеме на военную службу по контракту.

Решение командира воинской части указывается в листе изучения. Прием кандидатов на военную службу по контракту включает в себя:

  1. зачисление кандидатов, принятых на военную службу по контракту, в списки личного состава воинских частей;
  2. назначение кандидатов на должности.
  3. заключение с кандидатом контракта о прохождении военной службы (далее – контракт);

Контракт, на основании которого кандидат назначается на должность, заключается в день зачисления его в списки личного состава воинской части.

О заключении контракта, зачислении кандидата в список личного состава воинской части и назначении его на должность объявляется в приказе по строевой части командира воинской части, о назначении на должности офицеров и прапорщиков – в приказах соответствующих должностных лиц, имеющих право назначения на эти должности. Особенности приема на военную службу по контракту военнослужащих, проходящих срочную военную службу Военнослужащий, проходящий срочную военную службу (далее – военнослужащий срочной службы), для поступления на военную службу по контракту подает рапорт по подчиненности. Военнослужащий срочной службы, желающий поступить на военную службу по контракту с назначением на другую воинскую должность и (или) в другую воинскую часть, указывает об этом в рапорте.

При рассмотрении рапорта командир роты (ей равной) на военнослужащего срочной службы составляет характеристику-рекомендацию, в которой делает вывод о целесообразности принятия его на военную службу по контракту. Рапорт с приложением характеристики-рекомендации представляется командиру воинской части по подчиненности.

В ходе рассмотрения рапорта с военнослужащим срочной службы проводит собеседование должностное лицо кадрового (организационно-мобилизационного) органа воинской части, как правило, в присутствии командира подразделения, в которое может быть зачислен военнослужащий срочной службы при поступлении на военную службу по контракту.

По результатам собеседования предварительно определяется возможность (при поступлении на военную службу по контракту с назначением на другую воинскую должность) и целесообразность поступления военнослужащего срочной службы на военную службу по контракту. Содержание проведенного собеседования излагается в листе изучения.

Содержание проведенного собеседования излагается в листе изучения. Для определения годности военнослужащего срочной службы к военной службе по контракту на соответствующей должности по состоянию здоровья он направляется на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию по месту дислокации воинской части. С этой целью ему выдается направление.

При поступлении военнослужащего срочной службы на военную службу по контракту в другую воинскую часть отбор кандидата (за исключением медицинского освидетельствования) осуществляется в той воинской части, куда военнослужащий поступает на военную службу по контракту.

Для этих целей военнослужащий на основании его рапорта может быть командирован в эту воинскую часть на срок до трех суток, при этом он должен иметь:

  1. продовольственный аттестат;
  2. командировочное удостоверение;
  3. заключение военно-врачебной комиссии;
  4. другие документы (при наличии) или их копии, заверенные в установленном порядке (диплом об образовании, трудовую книжку, удостоверение на право управления транспортным средством, свидетельство об окончании учебного подразделения).
  5. характеристику-рекомендацию;
  6. автобиографию;
  7. военный билет;

Решение о командировании военнослужащего срочной службы для поступления на военную службу по контракту в другую воинскую часть принимает командир воинской части, в которой он проходит срочную службу. Перед командированием вопрос о возможности рассмотрения военнослужащего срочной службы для поступления на военную службу по контракту в другую воинскую часть согласовывается с командиром этой воинской части. В случае принятия положительного решения о наличии возможности поступления военнослужащего срочной службы на военную службу по контракту в другую воинскую часть оформляется письменное согласие командира воинской части, в которую он поступает на военную службу по контракту.

Письменное согласие направляется в воинскую часть, где проходит службу указанный военнослужащий.

Контракт с военнослужащим срочной службы заключается в воинской части, где он будет проходить военную службу по контракту. Назначение военнослужащего срочной службы на должность в другую воинскую часть в связи с поступлением на военную службу по контракту осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г.

№ 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 69, 1/6402). О заключении контракта с военнослужащим срочной службы и назначении его на воинскую должность (если он назначается на другую воинскую должность или в другую воинскую часть) объявляется в приказе командира воинской части по строевой части.

Особенности приема на военную службу по контракту кандидатов, ранее не проходивших срочную военную службу, службу в резерве Кандидаты мужского пола, не состоящие в запасе и достигшие 18-летнего возраста, принимаются на военную службу по контракту на должности солдат и сержантов, подлежащие комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и должности водителей, а получившие военно-технические специальности и специальности, родственные ВУС, – на должности в соответствии с перечнем, который утверждает начальник главного организационно-мобилизационного управления – заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил.

Начальная военная подготовка и общевойсковая подготовка (далее – подготовка) военнослужащих из числа кандидатов, ранее не проходивших срочную военную службу, службу в резерве, проводится в период подготовки нового пополнения в составе пункта приема нового пополнения воинской части. При необходимости проведения подготовки более двух раз в год она проводится, как правило, на сборах в той воинской части, в которую военнослужащий поступил на военную службу по контракту. Подготовка может проводиться и централизованно на базе одной из подчиненных воинских частей по решению соответствующего командующего (начальника) или на базе воинских частей по решению начальника главного организационно-мобилизационного управления – заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил.

Для организации и проведения сборов создается администрация. О месте проведения сборов, составе администрации, порядке размещения и организации питания издается приказ командира воинской части. Досрочное расторжение контракта Контракт может быть досрочно расторгнут Министерством обороны при совершении курсантом, а после окончания военного учебного заведения (другого учреждения образования, осуществляющего подготовку офицерских кадров для Вооруженных Сил) — офицером проступков, являющихся основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия, которые устанавливаются в законодательных актах, а также следующих проступков:

  1. нарушение требований по обеспечению безопасности военной службы (охраны труда), повлекшее увечье или смерть других военнослужащих (работников).
  2. хранение, употребление, распространение наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  3. совершение коррупционных правонарушений, установленных в законодательстве Республики Беларусь;
  4. несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, установленных в законодательстве Республики Беларусь;
  5. распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ в служебное время или по месту военной службы;
  6. появление в общественном месте в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, вызванном алкогольным опьянением или употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  7. управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования);
  8. прибытие или нахождение по месту военной службы в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

Сколько получают контрактники, и как поступить на эту службу

Какая зарплата у контрактников и в чем преимущества военной службы, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

В 49-й радиотехнической бригаде уверяют: поступить на военную службу по контракту не только престижно, но и довольно просто. Стандартные проверки и оформление документов занимают в среднем от 2 недель до 1 месяца и не превышают сроков обычного трудоустройства. Заключить первый контракт могут исключительно мужчины в возрасте 18-35 лет.

Образование не ниже общего среднего.

Принимают только положительные характеристики с места учебы, работы или военной службы. Не должно быть судимости, административных правонарушений, в том числе за управление транспортным средством в состоянии опьянения или передачу управления такому лицу, за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков в общественном месте или на работе.

Не должно быть судимости, административных правонарушений, в том числе за управление транспортным средством в состоянии опьянения или передачу управления такому лицу, за распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков в общественном месте или на работе.

Важный момент, о котором знают далеко не все призывники: полтора года срочной военной службы можно заменить службой по контракту сроком на 2 года. Если понравится — подписать новый контракт. В армии есть перспектива роста не только в должности, но и в воинском звании.

Соответственно возрастают надбавки за выслугу лет и другое.

— В бригаде более 25 % военнослужащих — контрактники, — рассказывает заместитель командира по идеологической работе войсковой части 39872 Евгений Аврамёнок. — В зависимости от занимаемой должности получают минимум 728-769 рублей.

Ежегодно выплачивают единовременное пособие на оздоровление (2 оклада) и материальную помощь (0,3 оклада). Ежемесячная компенсация за наем жилья, к примеру, в Минске составляет 177,5 рубля на военнослужащего и 53,25 рубля на каждого члена семьи.

Основной отпуск — 30-45 суток: в зависимости от календарной выслуги лет.

Можно рассчитывать и на оплачиваемый социальный отпуск личного и семейного характера до 10 суток и до 30 суток в связи с обучением в учреждении образования.

Военнослужащие имеют право на льготный кредит для строительства или приобретения жилья. При выслуге не менее 20 лет на пенсию можно выйти в 48 лет.

Как поступить на контрактную службу

  1. В назначенное время прибыть с документами в кадровую службу воинской части, подать заявление на имя командира.
  2. Сдать нормативы по физической подготовке (бег 1 км и 100 м, подтягивание на перекладине).
  3. Получить направление на медицинское освидетельствование.
  4. Собрать документы. В типовой пакет входят автобиография, копии паспорта, свидетельства о рождении, документов об образовании, военного билета, трудовой книжки, удостоверения на право управления транспортным средством, характеристика с последнего места работы или учебы, для военнослужащего — характеристика-рекомендация командира воинской части по месту службы.
  5. Пройти аттестационную комиссию.
  6. Обратиться в воинскую часть лично либо позвонить по телефону и получить консультацию. Специалисты расскажут о наличии вакантных должностей, уточнят порядок поступления и условия прохождения военной службы по контракту.
  7. Пройти профессионально-психологический отбор.
  8. При положительном решении прибыть в воинскую часть и заключить контракт о прохождении военной службы, но прежде прекратить трудовые отношения и предпринимательскую деятельность на гражданке.

Фото Тамары Хамицевич

Общие вопросы заключения трудовых контрактов

Понятие заключения трудового контракта Если заходить издалека, то ещё часть первая статьи 41 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека.

Закон реализует данное право граждан Республики Беларусь путём установления чётких требований к оформлению трудовых отношений между работником и нанимателем. Примечательно, что иным лицам Республика Беларусь такое право не гарантирует.

В период до вступления в силу действующего Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) действовала статья 18 Кодекса законов о труде Республики Беларусь от 23.06.1972, где было установлено, что трудовой договор может быть заключён в устной или письменной форме. То есть до 01 января 2000 года надлежащим оформлением трудового договора признавалось его заключение, в том числе в устной форме. А сегодня это установление выглядит нелепым и устаревшим.

Таким образом, надлежащее оформление трудовых отношений является ключевым вопросом, отправной точкой в определении объема прав и обязанностей, а также взаимной ответственности работника и нанимателя. Настоящая статья раскрывает общие вопросы заключения не всех трудовых договоров, а лишь трудового контракта – наиболее распространенной в Беларуси разновидности срочного трудового договора. Обязательность и необязательность заключения трудового контракта В подавляющем большинстве ситуаций в Беларуси заключают трудовые контракты.

Никто не считает выгоду и целесообразность их заключения.

Заключают «по привычке», потому что так делали вчера.

Зачастую причиной служит обеспечение возможности прекратить трудовой контракт по истечении срока его действия без лишних объяснений и рассуждений.

Однако заключение трудового контракта – это право, а не обязанность сторон. Некоторые наниматели и работники свободно по взаимному согласию избирают бессрочные трудовые договоры и прекрасно себя чувствуют. Нельзя, конечно, сказать, что в Беларуси не заключают трудовых договоров на неопределенный срок, равно как и иных форм трудовых договоров.
Нельзя, конечно, сказать, что в Беларуси не заключают трудовых договоров на неопределенный срок, равно как и иных форм трудовых договоров.

Это не так. Но их мало. Сильный и грамотный наниматель подталкивает работника к заключению ему удобного вида трудового договора. Сильный и грамотный работник имеет возможность делать то же самое.

Порядок заключения трудового контракта Заключение трудового контракта с конкретным работником можно условно разбить на несколько этапов.

1. Первый этап можно назвать подготовительным.

На этой стадии важно выяснить, возможно ли в принципе заключение трудового контракта с тем или иным работником.

Для этого необходимо учесть несколько моментов.

Ограничения общего характера при заключении трудового контракта: С одной стороны, в соответствии со статьей 21 ТК заключение трудового договора (в том числе и трудового контракта) допускается лишь с лицами, достигшими шестнадцати лет. В исключительных случаях, с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор (в том числе и трудовой контракт) может быть заключён и с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Кроме того, в пунктах 1, 2 и 3 статьи 22 ТК указано, что трудовой договор (в том числе и трудовой контракт) признаётся недействительным, если он заключен:

  1. на крайне невыгодных для работника условиях вследствие стечения тяжелых обстоятельств;
  2. без намерения создать юридические последствия;
  3. под влиянием обмана, насилия, угрозы;
  4. с гражданином, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Кроме того, наниматель не должен заключать трудовой договор (в том числе и трудовой контракт) на невыгодных для работника условиях с лицом, например, остро нуждающимся в денежных средствах или имеющим больных членов семьи, или лицом, которое не может длительное время трудоустроиться по специальности.

Невозможность отказа в заключении трудового контракта: Существуют категории граждан, которым ТК запрещает отказывать в заключении трудового договора в принципе, независимо от его вида, в частности:

  1. военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленным на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места;
  2. прибывшим по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;
  3. направленным на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите в счет брони, а также с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке;
  4. прибывшим на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования;
  5. уволенным с альтернативной службы и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.
  6. женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет);
  7. имеющим право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения;
  8. письменно приглашенным на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином;

2.

Вторым этапом заключения трудового контракта с работником должно стать согласование работником и нанимателем условий трудового контракта. Этот этап является самым важным. Руководствуясь статьей 19 ТК, можно определить, что трудовой контракт как разновидность трудового договора в обязательном порядке должен содержать определенные сведения и условия.

Однако тяжело сказать, что эти сведения и условия работник и наниматель согласовывают при заключении трудового контракта. Во-первых, невозможно согласовать указание в тексте трудового контракта данных о работнике и нанимателе.

Они неизменны: имя у работника одно, а не несколько, также как и наименование у нанимателя. Во-вторых, это безусловное требование законодателя – указывать данные сведения в каждом трудовом контракте.

Но эти сведения являются существенными при заключении трудового контракта. Поэтому несколько слов об особенностях отдельных сведений, требуемых к указанию в трудовом контракте, все-таки необходимо сказать: 1. Место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу.

Место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу. Место работы – это конкретная организация, ее структурное подразделение, расположенная в определенной местности, куда работник принимается на работу.

Запись о месте работы, в частности, вносится в трудовую книжку. Если организация небольшая и не имеет внутренней структуры, то местом работы будет сама эта организация.

Важно не путать место работы с рабочим местом.

Под рабочим местом понимается место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности.

То есть рабочее место – это конкретный стол, компьютер или станок. 2. Трудовая функция. Под трудовой функцией понимается та работа, для выполнения которой был принят работник, независимо от того, это работа по одной или по нескольким профессиям, специальностям, должностям.

Должность, профессия и квалификация работника должны быть указаны в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией или характеристикой работ работника, с которым заключается трудовой контракт. Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам. В настоящее время действует Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утв.

постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125.

Именно им нужно руководствоваться для правильного наименования должностей и профессий в организации.

3. Основные права и обязанности работника и нанимателя.

Трудовой кодекс имеет прямое действие, и, соответственно, не имеет значения, будут ли его нормы, раскрывающие права и обязанности работников и нанимателей, продублированы в трудовом контракте или нет. Они в любом случае будут распространять свое действие на участников трудовых правоотношений.

Таким образом, важно указать в трудовом контракте именно те права и обязанности, которые не предусмотрены в законодательстве, то есть те права и обязанности, которые отличают конкретные отношения нанимателя с работником от других аналогичных отношений.

4. Режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя). Понятие режима труда и отдыха в законодательстве не раскрыто. Есть понятие режим работы, режим рабочего времени, режим рабочего времени и времени отдыха.

В настоящее время они применяются параллельно. Также необходимо отметить, что обеспечение режима труда и отдыха указано в качестве одной из обязанностей нанимателя по обеспечению охраны труда.

В этом контексте представляется интересным, что законодатель обращает внимание нанимателей на следующее: насколько работник обязан соблюдать режим труда и отдыха, настолько и наниматель обязан его организовать и поддерживать.

5. Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Чтобы не углубляться в рассуждения по поводу существа и составляющих элементов системы оплаты труда работников, хотелось бы отметить лишь следующее. Наниматель обязан указывать размер лишь одного элемента системы оплаты труда: размер тарифной ставки (должностного оклада) работника.

Размеры остальных элементов этой системы указывать не обязательно. Таким образом, при заключении трудового контракта наниматель и работник обязательно должны согласовать размер тарифной ставки (должностного оклада) работника. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, то их конкретные размеры может содержать уже локальный нормативный правовой акт нанимателя (например, положение об оплате труда или о премировании), в котором будут определены конкретный порядок и конкретные условия установления этих выплат.

6. Срок действия трудового контракта.

Трудовой контракт заключается на срок не менее одного года и не более пяти лет. Таким образом, стороны вправе согласовать любой желаемый срок в этих пределах, имея в виду, что продление трудового контракта в пределах максимального срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок трудовой контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Во-первых, из этого вытекает, что на срок менее чем год можно продлить трудовой контракт только при согласии самого работника, хотя это и не означает, что инициатива такого продления должна исходить от него.

Он должен лишь выразить письменное согласие.

Во-вторых, хотелось бы обратить внимание, что возможность заключить новый трудовой контракт (также на срок не менее одного года) возникает лишь по истечении максимального срока действия этого трудового контракта, а также в случае перевода работника с его согласия на другую работу по договоренности сторон. Это означает, что в течение пяти лет после заключения трудового контракта заключать новый трудовой контракт можно лишь в случае перевода работника.

Просто так, в связи с истечением годичного срока действия трудового контракта заключать новый трудовой контракт неправомерно.

Нанимателю необходимо его продлевать на срок не менее года, пока не закончатся пять лет с момента его подписания. Кроме того, в настоящее время срок действия трудового контракта определяется:

  1. с работником предпенсионного возраста (женщины – 53 года, мужчины – 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, – не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту.
  2. с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, лицом, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, – не менее чем до окончания указанных отпусков;

3. Третьим этапом заключения трудового контракта с работником должно стать его непосредственное заключение (в сущности – подписание).

Несмотря на то, что этот этап представляется чисто техническим, это не совсем так. Существуют различия в заключении трудового контракта с вновь принимаемым работником и с работником, ранее работавшим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок.

В первом случае работник и наниматель действительно просто подписывают трудовой контракт после того, как наниматель выяснил, что заключение трудового контракта с конкретным работником не противоречит законодательству Республики Беларусь, а также после того, как сторонами трудового контракта были согласованы все условия трудового контракта, в том числе указанные выше и обязательные для закрепления в трудовом контракте.

Во втором же случае перед тем как у сторон появится возможность подписать трудовой контракт, должна быть соблюдена одна важная процедура.

При заключении трудового контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, необходимо, прежде всего, соблюсти процедуру уведомления работника о заключении с ним трудового контракта.

Письменное уведомление о заключении с работником трудового контракта должно быть направлено каждому работнику, с которым будет заключен трудовой контракт, не позднее, чем за 7 (семь) дней до заключения трудового контракта. Как правило, письменное уведомление о заключении трудового контракта составляется в двух экземплярах: один – для работника, а второй – для нанимателя.

Оба экземпляра должны быть подписаны работником и нанимателем. На том экземпляре, который предназначен для хранения у нанимателя, в обязательном порядке должна быть поставлена подпись работника, подтверждающая получение им вовремя своего экземпляра уведомления о заключении трудового контракта. В заключение хотелось бы отметить, что если работники и наниматели перестанут подходить к процедуре заключения трудового контракта как к чему-то формальному, как к одному из проявлений бюрократии, если они придадут согласованию условий трудового контракта ту значимость, которая у них на самом деле есть, то они смогут заставить заключаемый ими трудовой контракт действительно работать.

Стороны должны хорошо понимать, что они вольны согласовать любые условия предстоящей работы, лишь бы они не противоречили законодательству Республики Беларусь. В то же время сегодняшнее законодательство направлено на регулирование совершенно конкретных условий трудового договора, и все нормы, относящиеся к требованиям для трудовых контрактов, объединены единым замыслом.

Поэтому только от работника и нанимателя, а также их заинтересованности зависит, насколько заключенный ими трудовой контракт соответствует законодательству Республики Беларусь и их собственным ожиданиям.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+