Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Современная система образования в греции

Современная система образования в греции

Современная система образования в греции

Что стоит знать про образование в Греции?


Экономический кризисУвы, Греция не первый год находится в затяжном экономическом кризисе. За последние 5 лет в стране закрылось множество промышленных предприятий и крупных компаний, что повлекло за собой резкий скачок уровня безработицы. Сегодня выпускникам греческих вузов довольно трудно найти работу в стране, что вызывает утечку множества компетентных кадров за рубеж. Поэтому, получив диплом в Греции, более реальные перспективы найти работу существуют в одной из соседних стран (Италии, Франции, Испании), где экономическое положение намного стабильнее.Жесткая дисциплинаВ университетах Греции преподаватели серьезным образом относятся к контролю знаний студентов, запрещая использование шпаргалок и не допуская списываний.

Для получения положительной оценки мало просто заказать реферат, как в некоторых отечественных вузах, материал необходимо знать «на зубок», чтобы у преподавателя не возникло и тени сомнения по поводу того, что студент хорошо владеет полученными знаниями и занимается самостоятельной работой.

В греческих вузах нет места коррупции, что означает, что студент не сможет заплатить за экзамен, и ему все-таки придется сдать предмет самостоятельно или остаться на второй год. Для любого организованного и ответственного студента это является нормой, а вот тем, кто ищет в Греции способ быстро получить европейскую “корочку”, лучше подумать о другом варианте.ТранспортОгромным плюсом жизни в большом городе является наличие общественного транспорта, который, как знает любой горожанин, является критической составляющей цивилизованной жизни.

Что касается Греции, с этим здесь бывают проблемы: из-за экономического кризиса в последние годы участились случаи пикетов и забастовок со стороны водителей, которые могут продолжаться 3-4 дня. Во время подобных событий перемещение по городу становится проблематичным, и чтобы добраться из одного конца города в другой, может понадобиться несколько часов.Большой срок обученияОбязательным условием для зачисления на 1-й курс в государственный греческий вуз является знание греческого языка. Греческий язык является уникальным в своем роде, но это влечет за собой определенные проблемы: в отличие от языков романской и славянской группы его изучение потребует гораздо большо усилий, ведь учить придется всё — от алфавита до греческих глаголов, изменяющихся по времени, залогу и числу.

Что и говорить, сделать это не так легко. В том случае, если абитуриент не знает греческий язык на требуемом уровне, ему придется пройти годичные подготовительные курсы при университете и в конце обучения сдать экзамен.

Кроме того, греческий курс бакалавра сам по себе является относительно продолжительным: студенты учатся 4 года против 3 лет в университетах Европе и Северной Америки. Таким образом, высшее образование в Греции может затянуться на целых 5 лет.Легализация иностранных дипломовВсе абитуриенты пост-дипломных программ (магистратура и аспирантура) с дипломами иностранных университетов в обязательном порядке должны пройти процедуру легализации диплома в Греции. Процесс легализации представляет собой довольно долгую и дорогую бюрократическую процедуру длительностью от 3 месяцев до 2 лет.

Провести её может только организация под названием «ДОАТАП», работающая при Министерстве Образования Греции. Чтобы избежать затягивания дела, необходимо удостовериться, что учебная программа в иностранном университете полностью совпадает с программой в греческом — в этом случае легализация пройдет относительно быстро.

В противном случае студента ждет не только волокита с документами, но и необходимость пройти дополнительные курсы в течение обучения, что отяготит и без того довольно плотный график студента.

Популярные университеты Греции

Всего на территории Греции насчитывается 32 крупных университета.

Каждый из них прошёл все проверки и аккредитации и гарантирует качественное высшее образование по европейским стандартам.

Университеты Греции всегда готовы принять иностранных студентов. Самыми популярными считаются:

  1. Афинский университет экономики и бизнеса;
  2. Афинский Аграрный Университет;
  3. Афинский национальный технический университет;
  4. Национальный Университет им.Каподистрии.
  5. Университет Пантеон;

Студенты могут выбрать обучение в государственных вузах или предпочесть им частные.

Также есть возможность обучаться дистанционно в Греческом Открытом Университете. Несмотря на то, что очная форма по-прежнему считается наиболее полной и качественной, дистанционное образование набирает обороты во всём мире.

Похожие материалы

Согласно Конституции Греческому государству предписана «фундаментальная миссия» обучения своих сограждан нравственно, культурно, профессионально и физически. Система просвещения в Греции централизована – деятельность образовательных учреждений курирует Министерство просвещения и религии.

В нём имеются департаменты начальной, средней и высшей школы, по образованию греков, проживающих за рубежом, по делам национальных меньшинств, международных связей и др. Финансирование образования является обязанностью государства; образование на всех уровнях, предлагаемое государством, является бесплатным. Современная система образования сформировалась в результате реформ, проведенных в 1963-65, 1974-76, 1984-85 и закона 1985, который установил 9-летний срок обязательного школьного обучения, равноценность всех типов средних учебных заведений, объем и тематику учебных программ, ответственность государственных учреждений за обеспечение системы образования.

Начальное и среднее образование представлено дошкольными заведениями, начальной школой, гимназией и лицеем.

С трех с половиной лет до пяти с половиной большинство детей воспитывается в детских садах, что является необязательным. Начальная школа предусматривает шестилетний срок обучения с 5,5 до 11,5 лет. Среднее образование учащиеся получают в двух типах учебных заведений: гимназиях (обязательное неполное) и лицеях – общего типа, классических, профессионально-технических, широкопрофильных и духовных (дают так называемое дополнительное среднее образование).

Срок обучения в гимназии 3 года. Срок обучения в лицеях от 2 семестров (профессионально-технические вечерние) до 6 семестров (общеобразовательные).

Программы лицеев включают продолжение изучения общеобразовательных предметов, а также преподавание обязательных профилирующих и факультативных предметов.

После окончания лицеев проводятся выпускные экзамены. Успешно сдавшие их могут участвовать в конкурсе на поступление в вуз. Уровень подготовки сильно разнится от лицея к лицею – собственно, как и в России.

Есть традиционно сильные лицеи, большинство выпускников которых стабильно поступают в лучшие национальные вузы. Однако пользуются спросом частные подготовительные курсы, которые позволяют поднять свои шансы на поступление. Высшее образование дают университеты и отраслевые высшие учебные заведения, среди которых немногочисленны частные и иностранные.

Самым старшим высшим учебным заведением Афин является Политехнический институт, основанный в 1836 году. К слову сказать, студенты этого учебного заведения в 1973 году выступили против реакционного режима «чёрных полковников», которые потопили в крови это выступление, но оно своё дело сделало, и в 1974 году военная власть рухнула, её заменило гражданское правительство.

На следующий год после открытия Политехнического института, в 1837 году, столица Греции обрела свой первый университет, который и поныне является крупнейшим в стране. Кроме того, есть университеты в Салониках (открылся в 1925 году), в Янине, Петрах и на Крите.

В Афинском университете и университете в Салониках есть теологические факультеты, имеются библиотеки с весьма солидным книжным фондом. В Греции принята общеевропейская система высшего образования, состоящая из двух этапов: бакалавриат и магистратура. Набор зависит от строгих письменных экзаменов, проводимых каждое лето на национальном уровне (аналог ЕГЭ).

Система единого экзамена, которая оказалась очень эффективным инструментом борьбы с коррупцией. К слову сказать, использование единого экзамена, как и любого другого инструмента, никогда не приведет к одинаковым последствиям в разных странах.

Огромное значение имеют для этого реалии того или иного государства, национальный менталитет. Конкурс в большинство вузов очень высок, и абитуриенты, не преодолевшие этот барьер, не имеют альтернативы в виде платных образовательных программ.

Образование, помимо передачи знаний, ставит своей целью повышение конкурентоспособности учащегося на рынке труда. То есть выпускник вуза уже обладает преимуществом в глазах работодателя перед тем, кто не имеет высшего образования.

В мире существует две основные точки зрения: одна приведена выше, вторая – возможность учиться за деньги.

Они обе имеют право на существование, но в пределах разумного. В Греции абитуриент может подать не более 20 заявлений на поступление: это могут быть разные вузы или несколько факультетов одного учебного заведения. Однако все направления подготовки разделены на 5 групп:

  1. филологическое и юридическое
  2. медицинское
  3. математическое (физика, химия, биология и пр.)
  4. политехническое
  5. экономическое

и хотя абитуриент может пробовать поступать на разные факультеты и в разные вузы, но только в рамках одной, предварительно выбранной группы.

Впрочем, в одну группу все равно могут попадать весьма далекие друг от друга специальности: например, избрав гуманитарное направление, можно подавать заявление и на филологический факультет, и на юридический, и на исторический. Особым авторитетом пользуются гуманитарные факультеты греческих вузов: филологический, юридический, исторический – в особенности археологический.

Часть греков разделяет мнение о том, что университетов не хватает и нужно увеличить их количество. Небольшая часть греческих студентов обучается за рубежом. Некоторым из них Министерством просвещения и религии предоставляются государственные стипендии. Помощь оказывается также частными благотворительными фондами.

Помощь оказывается также частными благотворительными фондами. Основная проблема, с которой сталкиваются иностранцы, желающие поступить в греческий вуз, — это языковой барьер.

Все образовательные программы в Греции принципиально преподаются на греческом языке, за исключением отделений иностранных зыков. Многих привлекает греческое образование и его доступность – оно является бесплатным (как первое, так и второе высшее). Однако на этапе освоения языка остаются лишь самые упорные, поэтому процент иностранных учащихся в греческих вузах невелик.

Дистанционное образование альтернатива для тех, кто не смог поступить в традиционный национальный вуз: часть таких абитуриентов идут на программы Греческого университета открытого образования. Дистанционное образование является прекрасной возможностью для тех, кто хочет одновременно учиться и работать.

Расширяется сотрудничество гуманитарных факультетов российских и греческих вузов. Например, филологический факультет МГУ уже более 10 лет активно взаимодействует с филологическим факультетом Афинского университета, Солунского и Янинского. Благодаря этому сотрудничеству происходит постоянный обмен студентами, развивается греческая филология в Москве и Петербурге, русская филология – в Греции.

Благодаря этому сотрудничеству происходит постоянный обмен студентами, развивается греческая филология в Москве и Петербурге, русская филология – в Греции. Организована единственная в мире Ежегодная научная конференция византистики и неоэллинистики для молодых специалистов. Издаётся научно-исследовательский международный сборник «Московия.

Проблемы византийской и новогреческой филологии», а также выходит в свет серия «Греческая библиотека». Открылся Русский центр в Салониках (Греция). Эти связи, несомненно, будут расширяться – это обусловлено общим развитием и укреплением отношений России и Греции.

Кроме того, есть живой интерес людей в обеих странах к совместной научной и образовательной деятельности… С древности и до наших дней в Греции важное значение придавали и придают физическому воспитанию.

Наверное, поэтому эта страна и стала родиной Олимпийских игр. Неформальное образование (музыка, молодежные фестивали, иностранные языки и т.д.) предлагается в Греции таким же образом, как и в других европейских странах, предоставляя услуги детям, молодежи и взрослым.

Этот вид образования предлагает Министерство образования и религии, а также другие общественные и частные учреждения. Одной из отличительных черт системы образования Греции является наличие специализированных начальных и средних школ, в которых обучаются дети, отставшие в своем развитии, получающие специальное образование. Здесь я хочу прервать ход своего повествования и обратиться к событиям, которые произошли несколько десятков лет тому назад.

В современном греческом языке существует два языковых стиля: димотика (буквально – «народный» язык) и кафаревуса («чистый» язык). В грамматическом и лексическом отношении кафаревуса значительно ближе к древнегреческому языку, на основе которого исторически развились оба стиля. До 1974 года преподавание в греческих университетах велось на книжном языке – кафаревусе.

Сейчас в подавляющем большинстве высших учебных заведений Греции преподавание ведется на димотике, которая изначально была разговорным стилем. Далее, в греческом языке существует три вида ударения: острое, тупое и облеченное.

В 1982 году в Греции были ведены новые правила правописания, согласно которым, в новогреческом языке был оставлен лишь один вид ударения. Также обильное проникновение в новогреческий язык иностранной лексики, упразднение древнегреческого языка в школьной программе привело к снижению образовательного уровня современных греков.

Нередко не только выпускники гимназий и лицеев, но даже выпускники университетов делают орфографические ошибки и пишут неразборчиво.… Существуют и другие недостатки и проблемы в системе образования, несмотря на ряд реформ и изменений. И, наконец, как же решается вопрос религиозного воспитания? Он решается проще, чем в России, так как почти 100 % населения – православные.
Он решается проще, чем в России, так как почти 100 % населения – православные. Впрочем, там, где в школах обучается некоторый процент мусульман (например, во Фракии), им преподаются основы ислама.

Церковь в Греции формально отделена от государства. Но в то же время Греция – единственная страна – член ЕС, где прозелитизм среди православного населения запрещен законодательно.

Православное исповедание – одно из неотъемлемых начал греческой государственности, а также господствующее вероисповедание. Церковь играла и продолжает играть определённую роль в просвещении, в первую очередь, конечно, в просвещении религиозном, но и грамоте священнослужители учат детвору. В маленьких городах и селах, которые, кстати, мало, чем отличаются друг от друга, на центральной площади обязательно стоит церковь, вокруг, которой происходят все веселые и грустные события общественной жизни.

При церквах ещё можно встретить начальные школы, похожие на наши церковно-приходские. В некоторых школах Греции перед началом и в конце занятий в классах читают вслух православную молитву; в начале учебной недели на школьном дворе в присутствии всех учащихся торжественно поднимают государственный флаг Греции, а в конце недели его спускают. Когда-то греки и нас учили богослужению, расписывали стены наших храмов и даже были нашими митрополитами.

Всё это хорошо, но здесь мне хочется привести один стишок: «Моя козочка-коза, Не бодайся, егоза. Покорми своих козлят, Сосуночков-дьяволят… …чтобы дали молочка Твоим маленьким внучкам, Рогатеньким ребяткам, Козляткам-дьяволяткам» Приведенный отрывок взят из учебника по родной речи, официально рекомендуемого министерством образования Греции для второго класса начальной школы (начиная с 20 века греческое правительство проводит политику по отделению церкви от государства). В России основные проблемы с введением религиозного образования на школьном этапе связаны с многоконфессиональностью страны.

Система религиозного образования должна учитывать интересы представителей всех официальных религий в России, а значит, везде, в классе есть ребята разного вероисповедания. Школа должна предоставлять им возможность выбора, располагать кадрами, которые могли бы преподавать и основы православия, и основы ислама и т.д. История культуры мира – это история религии.

Любой образованный человек должен владеть обширными знаниями по культуре своего народа и других национальностей, а передать ему эти знания, не преподавая историю религии, невозможно. Поэтому, история религии обязательно должна быть в списке школьных предметов и преподаваться, так чтобы не задевать чувства верующих различных конфессий.

Для преподавания религиозных основ есть и ещё одно, чрезвычайно важное основание.

Сегодня мы все становимся свидетелями чудовищных последствий распространения религиозного экстремизма. Однако нередко люди попадают под влияние экстремистов, например ваххабитов, не понимая, что это учение имеет мало общего с исконными принципами ислама, несравнимо более толерантными. Недостаток знания делает людей безоружными против доводов тех, кто распространяет экстремистские идеи.

В этой связи преподавание истории и догматических основ каждой из религий может стать одним из основных инструментов воспитания веротерпимости и борьбы с экстремизмом.

Получение визы

Чтобы иметь возможность обучаться на территории греческого государства, необходимо получить студенческую визу. Для этого нужно подать прошение в консульство Греции у себя на родине и приложить к нему следующий пакет документов:

  • Подтверждение наличия места жительства (бронь гостиницы, аренда квартиры, комната в общежитии).
  • Справку о том, что заявитель не имеет судимостей.
  • Два фото размером 35х45 мм.
  • Подтверждение наличия средств на банковском счете (от 6 000 евро).
  • Медицинскую справку об отсутствии опасных заболеваний.
  • Приглашение из вуза.
  • Копию национального паспорта.
  • Визовое заявление.
  • Заграничный паспорт.
  • Квитанцию об уплате пошлины – 120 евро.
  • Страховку на весь период пребывания в стране.

Документы необходимо перевести на греческий язык и заверить нотариально.

Действие визы составляет 1 год. После чего ее придется продлевать, не покидая Грецию.

Среднее специальное образование в Греции представлено:

  1. Профессионально-техническими училищами. В училища поступают выпускники гимназий, желающие освоить профессию в кратчайшие сроки и начать трудовую деятельность. Греческие училища отличаются от российских ПТУ подготовкой специалистов высокого уровня. Обучение в очной форме длится 3 года, в заочной – 4,5 года. Чтобы обучаться заочно, необходимо иметь уважительную причину, например, быть официально трудоустроенным;
  2. Колледжами. Получать среднее специальное образование можно в колледже, где учащимся предоставляют только практические знания в выбранной профессии. Греческая молодёжь чаще всего выбирает направления, связанные с туристическим бизнесом. Туризм – важная статья дохода страны, а работники этой сферы всегда востребованы. Перротис – самый престижный колледж Греции, расположенный в Салониках. Учебное заведение является филиалом американской фермерской школы.
  3. Лицеями. После сдачи выпускных экзаменов на «отлично» в гимназии поступить в лицей можно без вступительных испытаний. В такое учебное учреждение приходят молодые люди, планирующие учёбу в вузе;

Стоимость обучения в греческом вузе

Государственное образование в Греции бесплатно не только для самих греков, но и для иностранцев.

Вступительные экзамены сдавать не нужно: для зачисления студента на выбранный им факультет рассматривается средний балл аттестата.

То есть, чем лучше оценки в школе, тем выше вероятность поступления в более престижный вуз. В Греции можно подать документы на поступление на 20 различных факультетов разных вузов (можно меньше), приложив к аттестату их список. При этом при недоборе на один факультет абитуриенту могут предложить замену.

Иностранным студентам в Греции предоставляются: бесплатное проживание, питание, учебная литература, страховка, а также льготы на проезд на всех видах транспорта и вид на жительство в Европе на время обучения в университете.

Благодаря этому студент имеет право работать неполный рабочий день в свободное от учебы время.

Перспективы трудоустройства

Работа в Греции даже для тех, кто получил диплом магистра, – не самая быстро выполнимая мечта. Больше всего шансов у специалистов IT-профессий и тех, кто намерен работать в сфере туризма.

А вот гуманитариям придется трудно.

Правильным решением будет отправиться с греческим дипломом в Европу. Выпускники вузов Греции ценятся на европейском рынке труда.

Но о поиске престижного места нужно думать еще во время учебы. Например, пробовать себя в программах по обмену студентами, публиковаться в журналах, учить сразу несколько иностранных языков, пытаться уехать на стажировку в Европу.

Такие кандидаты рассматриваются европейскими работодателями в первую очередь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Что тебе нравится там На данный момент, в стране нравится всё.

Система образования — качество и доступность знаний, Кто имеет право на РВП вне квоты Ежегодно региональные власти представляют, а правительство утверждает Донецкий национальный медицинский университет имени Максима Горького ДонНМУ Вузы Донецка занимаются также и подготовкой Недействительность гиюра Основная причина для признания недействительности – это неискренность намерений соблюдать еврейские заповеди Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на Трудовая пенсия для предпринимателя Для предпринимателя/самозанятого все, разумеется, иначе.

Предприниматель обязан платить пенсионный взнос

Система образования в Древней Греции стала исторической предпосылкой современного образовательного процесса.

Немецкий философ Георг Гегель, будучи ректором классической гимназии в Нюрнберге, не раз вынужден был выступать перед родителями своих учеников, отстаивая преимущества древнегреческого воспитания: «И вот самый благородный питающий материал в самой благородной форме – золотые яблоки в серебряных чашах – содержится в произведениях древних и несравненно в большей степени, чем в любых других произведениях какого-либо времени и нации.

Мне достаточно напомнить лишь о величии их образа мыслей, об их пластической, свободной от всякой моральной двусмысленности добродетели и любви к отечеству, о величии их деяний и характеров, о многообразии их судеб, обычаев и расположении духа, чтобы оправдать утверждение, что ни в каком материале образования не было объединено так много превосходного, удивительного, оригинального, многостороннего и поучительного».

В Древней Греции и в эллинистических государствах во II в.

до н. э. сложилась особая трехступенчатая система образования — эта структура просуществовала вплоть до самого конца античности.

Первая образовательная ступень — обучение письму, чтению, счету; вторая ступень — грамматическая школа.

Обязательным элементов обучения было тут чтение классических писателей (поэтов, ораторов, историков) с объяснениями из всех областей знаний. К 16-ти годам обучение в школе заканчивалось, и начиналось образование третьей ступени — риторская школа.

Основной целью этого этапа обучения было практическое овладение искусством письменного и устного слова, то есть ораторским искусством. Также изучались элементы права (в качестве приготовления к карьере судебного оратора) и философия (логика и этика).

Обучение музыки в древнегреческой школеС высшим гуманитарным образованием риторской школы сосуществовало и конкурировало специальное высшее образование в философской школе, которое претендовало на статус альтернативного источника получения знаний.В Древней Греции складывается ряд факторов, обусловливающих развитие педагогики и образования, а также философии рационализма, которая постепенно обретает статус особого типа познания. Во-первых, это специфические природные условия, под воздействием которых быстрыми темпами развивается коммерция и ремесленное производство, что в свою очередь требует определенных навыков, знаний и, конечно, уровня образования. Это предопределило развитие древнегреческой системы обучения и школ, где педагоги представляли собой особый социальный класс, необходимый для подготовки профессиональных ремесленников и торговцев.

Сословия торговцев и ремесленников представляли в Древней Греции серьезную экономическую и политическую силу, которая развивалась и завоевывала авторитет в обществе. Значительное влияние на древнегреческое образование оказала и демократическая основа социальной организации, которая реализовалась в институте полиса, создав условия творческой свободы и индивидуальной инициативы.

Третьим фактором, повлиявшим на становление образовательной системы в Греции стало развитие философии рационализма, которая в целом была инициирована причинами религиозного характера.

Религиозная культура древних греков была более или менее «либеральной»: древнегреческие боги, по сути, были идеализированными людьми; греки не имели священных книг (в смысле воплощенного в тексте божественного откровения); не имели строго фиксированной религиозной и обрядовой догматики, а древнегреческие жрецы не играли существенной роли в жизни полиса.Говоря о влиянии духовной культуры на становление древнегреческой образовательной модели, нельзя не упомянуть ту роль, которую сыграли в этом процессе поэмы Гомера, ставшие своеобразной Библией греков.
Религиозная культура древних греков была более или менее «либеральной»: древнегреческие боги, по сути, были идеализированными людьми; греки не имели священных книг (в смысле воплощенного в тексте божественного откровения); не имели строго фиксированной религиозной и обрядовой догматики, а древнегреческие жрецы не играли существенной роли в жизни полиса.Говоря о влиянии духовной культуры на становление древнегреческой образовательной модели, нельзя не упомянуть ту роль, которую сыграли в этом процессе поэмы Гомера, ставшие своеобразной Библией греков.

Безусловно, фигура певца-сказителя Гомера скорее легендарная (многие исследователи считают его таким же собирательным персонажем, как и Шекспира). Однако, древние греки были убеждены в существовании этого боговдохновленного поэта, единолично создавшего масштабные эпические полотна, заменявшие сакральные тексты.

Наподобие Вед, предназначенных для жрецов-брахманов, или религиозно-философских текстов Упанишад, поэмы Гомера ставили своей главной целью передачу священного знания от учителя к ученику.

Сказания древнегреческого аэда можно также сопоставить с индуистскими эпическими поэмами «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых сочетаются рассказы о мифических и легендарных событиях с приключенческими сюжетами, любовными историями и назидательными поучениями.Основатель знаменитой философской Академии, Платон в своем фундаментальном трактате «Государство» рассматривает гомеровский эпос как «жизненное руководство»: «…поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь…». Примерно до середины V в. до н.

э. воспитание молодежи строится на основе образа идеального героя, выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными «мусическими» навыками, т.

е. умением играть на музыкальных инструментах. По Гомеру учились, воспитывались, в его текстах находили эталоны поведенческих «добродетелей», обнаруживая в то же время и скрытые аллегорические, практически священные смыслы.

Так Гомер приобрел статус «божественного учителя», транслирующего через рассказы о легендарных событиях четко выверенную концепцию мироздания.В истории Древней Греции особую роль сыграли два государства-полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сформировались собственные уникальные системы воспитания, обучения и образования. Именно с возникновением полисной системы государственного управления вопросы образования стали властной прерогативой, а государство взяло на себя расходы по обучению граждан.

Так, идеалом афинского воспитания стала модель, сводящаяся к достаточно абстрактному понятию — совокупность добродетелей.Тут подразумевалось всестороннее развитие гармоничной личности, одновременно обладающей развитым интеллектом и близким к идеальному телом. Считалось, что достичь подобной эталонной модели саморазвития и самосовершенствования был вправе только свободный и имущий гражданин Афин. Соревновательный принцип (агонистика) стал основой для образовательных и воспитательных практик древних афинян.

Дети и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных дискуссиях, тем самым оттачивая свои лучшие качества, обретая уверенность в себе и соответствующую репутацию в афинском обществе.Система воспитания детей в древней Спарте — тема для многочисленных досужих рассуждений и споров. Выражение «спартанское воспитание» зачастую ассоциируется с жесткими и порой даже агрессивными мерами воздействия на поведение ребенка и носит весьма негативный оттенок. Гражданин древней Спарты был, в первую очередь, воином, а потому воинская дисциплина и все ее составляющие охватывали жизнь спартанца целиком, от раннего детства до глубокой старости, так что человек беспрекословно вынужден был подчиняться суровым государственным интересам.

Воспитание мальчиков и девочек в Спарте отличалось друг от друга.

По словами древнего историка Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными.

Вероятнее всего, это преувеличение: не соответствовавших критериям здоровья малышей скорее всего отдавали на воспитание свободным сельчанам, периэкам.

Крепкие мальчики, достигнув шестилетнего возраста, переводились из родительского дома в общественные спартанские воспитательные учреждения, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды, соответствующие военным формированиям спартанцев, место в которых юные ученики займут в будущем.

Образование в этих учреждениях было весьма строгое, ставившее своей целью подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, знакомство с искусством владения оружием, военные и стратегические маневры.Помимо тренировок телесных, спартанцы высоко ценили и интеллектуальное образование.

По их мнению, важно было не только уменье понимать и ловко вести житейские дела, что приобреталось с опытом и во время разговоров с мудрыми людьми, но и уменье выражать свои мысли коротко и ясно.

Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать четкие ответы, говорить по делу и лаконично. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать, как велят государственные предписания.Что касается воспитания девочек, то в целом, оно велось в таком же духе, как и воспитание мальчиков.

Однако, отношение спартанцев к женщине носило поистине рыцарский характер. Брак заключался с момента похищения невесты: был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой, что придавало отношениям молодых супругов романтическую таинственность.

В целом положение женщины в Спарте было свободнее и почётнее, чем в остальной Греции.

Привыкнув с детства чувствовать себя частью социума и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте именно женщины правят бал.

Учёба в Греции для русских

Получить полное среднее образование русским можно в школе при посольстве, где преподают на русском.

Обучаться можно очно или заочно. Переходить из одного класса в другой допустимо экстерном.

Практически в каждом большом городе можно найти частную русскую школу. Программы таких учреждений направлены на личностное развитие ребёнка.

Преподавание в частных школах соответствует российским образовательным стандартам.

В конце обучения учащиеся сдают ЕГЭ и получают аттестат. Учиться на родном языке можно в русских школах дополнительного образования, которые посещают дети российских граждан, пребывающих за рубежом.

В первую смену в таких образовательных учреждениях обучаются русскоговорящие дети. Посещать школы дополнительного образования во вторую смену могут граждане Греции, желающие познакомиться с русскими традициями и языком.

Среди учреждений среднего профессионального образования популярностью пользуются колледжи, имеющие более высокий статус по сравнению с профессионально-техническими училищами. Русских студентов также принимает большая часть греческих вузов.

Вступительные экзамены иностранцы сдавать не обязаны. Абитуриент должен представить аттестат об окончании средней школы.

Таблица: популярные школы и вузы Греции

Название учебного заведенияОсобенностиРусская школа при посольстве РФ в ГрецииОбучение ведётся на платной основе по стандартам РФ на русском языке.

Одним из обязательных предметов является греческий язык. В конце учебного процесса сдаются государственные экзамены (ГИА) и ЕГЭ.Университет АристотеляОснован в 1925.

На 12 факультетах обучаются свыше 95 тыс. студентов со всего мира.Национальный университет имени КаподистрииОснован в 1837. В структуру университета входят 5 институтов и 5 независимых факультетов.

В общей сложности студентам предлагается 31 факультет.Афинский университет экономики и бизнесаОснован в 1920. Является самым престижным вузом в Греции.

Осуществляет подготовку специалистов на 8 факультетах.Университет ПиреиОснован в 1938. Изначально назывался промышленной школой.

Имеет собственный современный научно-исследовательский центр. Предлагает студентам 8 факультетов. Университет Центральной ГрецииОдин из молодых греческих вузов, основанный в 2003 году.

Получил признание благодаря факультетам компьютерных технологий, биомедицинской информатики и экономического развития.МетсовионОснован в 1836. Прежде назывался Афинский национальный технический университет. Является одним из престижных греческих вузов. Высшее техническое образование можно получить на любом из 9 факультетов, где в общей сложности работают 33 кафедры.Греческий открытый университетОснован в 1992.

Высшее техническое образование можно получить на любом из 9 факультетов, где в общей сложности работают 33 кафедры.Греческий открытый университетОснован в 1992.

Первые студенты были зачислены в 1999. Обеспечивает исключительно дистанционное обучение по программам бакалавриата и аспирантуры. Ведёт активное сотрудничество с ведущими европейскими университетами.

Особенности образовательной системы в греции

УДК 13.00.01 Казаков Павел АнатольевичГОУ ВПО «Петербургский университет путей сообщения» г. Мурманскстарший преподаватель кафедры математикиАннотацияВ статье рассматриваются ступени современной системы образования в Греции.

Приводится, по мере возможности, сравнительный анализ особенностей греческого и российского просвещения.Ключевые слова: , , , , , , , , Кazakov Pavel AnatolyevichPublic Educational Institution of Higher Professional Training Petersburg University of Means of Communication.

MurmanskSenior teacher of chair of mathematicsAbstractIt’s examined the stages of Greece’s modern system of education in the article. It’s attracted the comparative analysis of peculiarities of Greece’s and Russian’s public education within the limits of the possible.Keywords: , , , , , , , , Рубрика: Библиографическая ссылка на статью: Казаков П.А. Особенности образовательной системы в Греции // Психология, социология и педагогика.

2013. № 12 [Электронный ресурс].

URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2633 (дата обращения: 07.02.2019). Согласно Конституции Греческому государству предписана «фундаментальная миссия» обучения своих сограждан нравственно, культурно, профессионально и физически. Система просвещения в Греции централизована – деятельность образовательных учреждений курирует Министерство просвещения и религии.

В нём имеются департаменты начальной, средней и высшей школы, по образованию греков, проживающих за рубежом, по делам национальных меньшинств, международных связей и др. Финансирование образования является обязанностью государства; образование на всех уровнях, предлагаемое государством, является бесплатным.

Современная система образования сформировалась в результате реформ, проведенных в 1963-65, 1974-76, 1984-85 и закона 1985, который установил 9-летний срок обязательного школьного обучения, равноценность всех типов средних учебных заведений, объем и тематику учебных программ, ответственность государственных учреждений за обеспечение системы образования. Начальное и среднее образование представлено дошкольными заведениями, начальной школой, гимназией и лицеем. С трех с половиной лет до пяти с половиной большинство детей воспитывается в детских садах, что является необязательным.

Начальная школа предусматривает шестилетний срок обучения с 5,5 до 11,5 лет. Среднее образование учащиеся получают в двух типах учебных заведений: гимназиях (обязательное неполное) и лицеях – общего типа, классических, профессионально-технических, широкопрофильных и духовных (дают так называемое дополнительное среднее образование).

Срок обучения в гимназии 3 года.

Срок обучения в лицеях от 2 семестров (профессионально-технические вечерние) до 6 семестров (общеобразовательные). Программы лицеев включают продолжение изучения общеобразовательных предметов, а также преподавание обязательных профилирующих и факультативных предметов. После окончания лицеев проводятся выпускные экзамены.

Успешно сдавшие их могут участвовать в конкурсе на поступление в вуз.

Уровень подготовки сильно разнится от лицея к лицею – собственно, как и в России.

Есть традиционно сильные лицеи, большинство выпускников которых стабильно поступают в лучшие национальные вузы.

Однако пользуются спросом частные подготовительные курсы, которые позволяют поднять свои шансы на поступление.

Высшее образование дают университеты и отраслевые высшие учебные заведения, среди которых немногочисленны частные и иностранные. Самым старшим высшим учебным заведением Афин является Политехнический институт, основанный в 1836 году.

К слову сказать, студенты этого учебного заведения в 1973 году выступили против реакционного режима «чёрных полковников», которые потопили в крови это выступление, но оно своё дело сделало, и в 1974 году военная власть рухнула, её заменило гражданское правительство. На следующий год после открытия Политехнического института, в 1837 году, столица Греции обрела свой первый университет, который и поныне является крупнейшим в стране.

Кроме того, есть университеты в Салониках (открылся в 1925 году), в Янине, Петрах и на Крите. В Афинском университете и университете в Салониках есть теологические факультеты, имеются библиотеки с весьма солидным книжным фондом.

В Греции принята общеевропейская система высшего образования, состоящая из двух этапов: бакалавриат и магистратура. Набор зависит от строгих письменных экзаменов, проводимых каждое лето на национальном уровне (аналог ЕГЭ).

Система единого экзамена, которая оказалась очень эффективным инструментом борьбы с коррупцией. К слову сказать, использование единого экзамена, как и любого другого инструмента, никогда не приведет к одинаковым последствиям в разных странах.

Огромное значение имеют для этого реалии того или иного государства, национальный менталитет.

Конкурс в большинство вузов очень высок, и абитуриенты, не преодолевшие этот барьер, не имеют альтернативы в виде платных образовательных программ.

Образование, помимо передачи знаний, ставит своей целью повышение конкурентоспособности учащегося на рынке труда.

То есть выпускник вуза уже обладает преимуществом в глазах работодателя перед тем, кто не имеет высшего образования. В мире существует две основные точки зрения: одна приведена выше, вторая – возможность учиться за деньги.

Они обе имеют право на существование, но в пределах разумного. В Греции абитуриент может подать не более 20 заявлений на поступление: это могут быть разные вузы или несколько факультетов одного учебного заведения. Однако все направления подготовки разделены на 5 групп:

  1. филологическое и юридическое
  2. экономическое
  3. медицинское
  4. математическое (физика, химия, биология и пр.)
  5. политехническое

и хотя абитуриент может пробовать поступать на разные факультеты и в разные вузы, но только в рамках одной, предварительно выбранной группы.

Впрочем, в одну группу все равно могут попадать весьма далекие друг от друга специальности: например, избрав гуманитарное направление, можно подавать заявление и на филологический факультет, и на юридический, и на исторический.

Особым авторитетом пользуются гуманитарные факультеты греческих вузов: филологический, юридический, исторический – в особенности археологический. Часть греков разделяет мнение о том, что университетов не хватает и нужно увеличить их количество.

Небольшая часть греческих студентов обучается за рубежом.

Некоторым из них Министерством просвещения и религии предоставляются государственные стипендии. Помощь оказывается также частными благотворительными фондами.

Основная проблема, с которой сталкиваются иностранцы, желающие поступить в греческий вуз, – это языковой барьер. Все образовательные программы в Греции принципиально преподаются на греческом языке, за исключением отделений иностранных зыков.

Многих привлекает греческое образование и его доступность – оно является бесплатным (как первое, так и второе высшее).

Однако на этапе освоения языка остаются лишь самые упорные, поэтому процент иностранных учащихся в греческих вузах невелик.

Дистанционное образование альтернатива для тех, кто не смог поступить в традиционный национальный вуз: часть таких абитуриентов идут на программы Греческого университета открытого образования. Дистанционное образование является прекрасной возможностью для тех, кто хочет одновременно учиться и работать.

Расширяется сотрудничество гуманитарных факультетов российских и греческих вузов. Например, филологический факультет МГУ уже более 10 лет активно взаимодействует с филологическим факультетом Афинского университета, Солунского и Янинского. Благодаря этому сотрудничеству происходит постоянный обмен студентами, развивается греческая филология в Москве и Петербурге, русская филология – в Греции.

Организована единственная в мире Ежегодная научная конференция византистики и неоэллинистики для молодых специалистов.

Издаётся научно-исследовательский международный сборник «Московия.

Проблемы византийской и новогреческой филологии», а также выходит в свет серия «Греческая библиотека». Открылся Русский центр в Салониках (Греция).

Эти связи, несомненно, будут расширяться – это обусловлено общим развитием и укреплением отношений России и Греции.

Кроме того, есть живой интерес людей в обеих странах к совместной научной и образовательной деятельности… С древности и до наших дней в Греции важное значение придавали и придают физическому воспитанию. Наверное, поэтому эта страна и стала родиной Олимпийских игр. Неформальное образование (музыка, молодежные фестивали, иностранные языки и т.д.) предлагается в Греции таким же образом, как и в других европейских странах, предоставляя услуги детям, молодежи и взрослым.

Этот вид образования предлагает Министерство образования и религии, а также другие общественные и частные учреждения. Одной из отличительных черт системы образования Греции является наличие специализированных начальных и средних школ, в которых обучаются дети, отставшие в своем развитии, получающие специальное образование. Здесь я хочу прервать ход своего повествования и обратиться к событиям, которые произошли несколько десятков лет тому назад.

В современном греческом языке существует два языковых стиля: димотика (буквально – «народный» язык) и кафаревуса («чистый» язык). В грамматическом и лексическом отношении кафаревуса значительно ближе к древнегреческому языку, на основе которого исторически развились оба стиля.

До 1974 года преподавание в греческих университетах велось на книжном языке – кафаревусе.

Сейчас в подавляющем большинстве высших учебных заведений Греции преподавание ведется на димотике, которая изначально была разговорным стилем.

Далее, в греческом языке существует три вида ударения: острое, тупое и облеченное. В 1982 году в Греции были ведены новые правила правописания, согласно которым, в новогреческом языке был оставлен лишь один вид ударения. Также обильное проникновение в новогреческий язык иностранной лексики, упразднение древнегреческого языка в школьной программе привело к снижению образовательного уровня современных греков.

Нередко не только выпускники гимназий и лицеев, но даже выпускники университетов делают орфографические ошибки и пишут неразборчиво.… Существуют и другие недостатки и проблемы в системе образования, несмотря на ряд реформ и изменений. И, наконец, как же решается вопрос религиозного воспитания?

Он решается проще, чем в России, так как почти 100 % населения – православные. Впрочем, там, где в школах обучается некоторый процент мусульман (например, во Фракии), им преподаются основы ислама.

Церковь в Греции формально отделена от государства.

Но в то же время Греция – единственная страна – член ЕС, где прозелитизм среди православного населения запрещен законодательно. Православное исповедание – одно из неотъемлемых начал греческой государственности, а также господствующее вероисповедание. Церковь играла и продолжает играть определённую роль в просвещении, в первую очередь, конечно, в просвещении религиозном, но и грамоте священнослужители учат детвору.

В маленьких городах и селах, которые, кстати, мало, чем отличаются друг от друга, на центральной площади обязательно стоит церковь, вокруг, которой происходят все веселые и грустные события общественной жизни.

При церквах ещё можно встретить начальные школы, похожие на наши церковно-приходские. В некоторых школах Греции перед началом и в конце занятий в классах читают вслух православную молитву; в начале учебной недели на школьном дворе в присутствии всех учащихся торжественно поднимают государственный флаг Греции, а в конце недели его спускают. Когда-то греки и нас учили богослужению, расписывали стены наших храмов и даже были нашими митрополитами.

Всё это хорошо, но здесь мне хочется привести один стишок: «Моя козочка-коза, Не бодайся, егоза.

Покорми своих козлят, Сосуночков-дьяволят… …чтобы дали молочка Твоим маленьким внучкам, Рогатеньким ребяткам, Козляткам-дьяволяткам» Приведенный отрывок взят из учебника по родной речи, официально рекомендуемого министерством образования Греции для второго класса начальной школы (начиная с 20 века греческое правительство проводит политику по отделению церкви от государства)… В России основные проблемы с введением религиозного образования на школьном этапе связаны с многоконфессиональностью страны.

Система религиозного образования должна учитывать интересы представителей всех официальных религий в России, а значит, везде, в классе есть ребята разного вероисповедания. Школа должна предоставлять им возможность выбора, располагать кадрами, которые могли бы преподавать и основы православия, и основы ислама и т.д. История культуры мира – это история религии.

Любой образованный человек должен владеть обширными знаниями по культуре своего народа и других национальностей, а передать ему эти знания, не преподавая историю религии, невозможно.

Поэтому, история религии обязательно должна быть в списке школьных предметов и преподаваться, так чтобы не задевать чувства верующих различных конфессий. Для преподавания религиозных основ есть и ещё одно, чрезвычайно важное основание. Сегодня мы все становимся свидетелями чудовищных последствий распространения религиозного экстремизма.

Однако нередко люди попадают под влияние экстремистов, например ваххабитов, не понимая, что это учение имеет мало общего с исконными принципами ислама, несравнимо более толерантными. Недостаток знания делает людей безоружными против доводов тех, кто распространяет экстремистские идеи.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+