Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Внедрение профессиональных стандартов в образовании

Внедрение профессиональных стандартов в образовании

Презентация на тему: » Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир.» — Транскрипт:


Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Блинов Владимир Игоревич, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования © Центр профессионального образования ФГАУ «ФИРО» ЗадачаПравовой акт Введение государственных профессиональных стандартов (ПС), соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников Программа социальных реформ в Российской Федерации на период годов // Постановление Правительства РФ от Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в годах» // Постановление Правительства РФ от Приведение национальной системы ПС в соответствие с требованиями, предъявляемыми на международных рынках труда Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( годы) // Распоряжение Правительства РФ от р (с изм. на ) Разработка образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (ПС) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ от р И Т.Д.

Новейшая история профессиональных стандартов в России Разработка и внедрение ПС Зачем? Почему? Кто? С кем? Для кого? Как? методика разработки применения 25.

Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. III. Порядок применения ПС Постановление Правительства РФ от N 23

«О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКСПС ПредметДолжность / профессия Вид профессиональной деятельности Единица описания Должность / профессияТрудовая функция Содержание и характер описания Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Разработчики Минздравсоцразвития (Минтруд) России совместно с ФОИВ Проф. сообщество, работодатели ????

Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС????

План разработки профессиональных стандартов, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от ) Трудовая функция (ТФ) – система трудовых действий в рамках ОТФ Вид профессиональной деятельности (ВПД) — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда Обобщенная трудовая функция (ОТФ) – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* ОТФ ТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бизнес-процесс), обеспечивающую (ий) достижение поставленных целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ управляемого бизнес- процесса, в т.ч.

подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ Профессиональный стандарт (ПС) Создание профессиональных стандартов по ВЭД «Образование» + создание отраслевой рамки квалификаций (определение перечня ПС (ВПД), ОТФ/ТФ по каждому ВПД и их уровня квалификации) Основное и дополнительное Обучение и воспитание «Обеспечение»* Управление *«Обеспечение»: психологическое, научно- методическое, организационно-методическое, социально-педагогическое Наименование ПС по ТЗ: Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) Педагог дополнительного образования детей и взрослых (педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых) Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (педагогическая деятельность в …) ПРЕДЛОЖЕНИЕ АНАЛИЗ ТД: последовательная декомпозиция ВЭД (ОПД) => ВПД => ОТФ => ТФ ПРАВИЛА: =>ТД => У => З -автономность -сертифицируемость -полнота: ТФ1+ТФ2+ТФn=ОТФ, ОТФ1+ОТФ2+ОТФn = ВПД -правило малых чисел (2-5 ОТФ в ВПД, 4-7 ТФ в ОТФ) Знание «технологического» процесса ОКВЭД, ОКЗ; ОКПДТР=ОК ; НРК РФ; ЕКСД, должностные инструкции; ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС и др.

Основа разработки ПС — функциональный анализ ТД Разработчики: работодатели и проф.сообщество Основной механизм разработки – согласование Методы (формы): опрос, фокус-группа, дискуссия и др. Документы, содержащие квалиф.

характеристики (требования к деятельности) ТФ ТФ — трудовая функция ОТФ – обобщенная ТФ Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» — примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ Методическое обеспечение Организация учебной и иных видов деятельности обучающихся Организационно-педагогическое сопровождение ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительное образование детей и взрослых Высшее образование (ВО) Среднее проф. образование (СПО) ДПО Дополнительное образование детей и взрослых: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (общеразвивающим и предпрофессиональным) Возможные должности Педагог дополнительного образования (ДО), старший педагог ДО, тренер- преподаватель, преподаватель Методист Педагог- организатор СПО и ДПО: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Преподавание по программам СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Научно-методическое обеспечение Организация и проведение учебно- производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся Организационно-методическое обеспечение Преподаватель Мастер производственного обучения Методист Старший методист Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) Возможные должности ВО и ДПО: обобщенные трудовые функции Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП… Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП … * Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации * Возможные должности Ассистент Преподаватель Ст.

преподаватель ДоцентПрофессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) *К данной ОТФ также относится преподавание по иным программам ВО и ДПП, если соответствующие курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 (7) уровня квалификации (например, ин.язык в аспирантуре, не связанный с его освоением как профессии) Вводим уровни квалификации Реальность сложнее!

преподаватель ДоцентПрофессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) *К данной ОТФ также относится преподавание по иным программам ВО и ДПП, если соответствующие курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 (7) уровня квалификации (например, ин.язык в аспирантуре, не связанный с его освоением как профессии) Вводим уровни квалификации Реальность сложнее!

Каков уровень квалификации ОТФ? Одинаков ли уровень квалификации: «преподавателя», «мастера производственного обучения», «педагога ДО» «ст.

преподавателя — преподавателя – ассистента» и т.д.

??? Надо ли выделять подуровни? Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: программы бакалавриата, программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительное профессиональное образование, практический опыт Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности круп- ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения уровня квалификации: программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт Таблица дескрипторов уровней квалификации (фрагмент) Уровень Полномочия и ответственность Характер уменийХарактер знаний 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли Решение задач исследовательского и про­ектного ха­рак­тера, связан­ных с повы­ше­ нием эффектив­ности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития обла­сти деятельно­сти Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ И УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НРК РФ Уровень образования Уровень квалификации НШ ОШСШНПОМСПО БАС Педагогическая деятельность = ОТФ1+ОТФ2+ОТФ3+ОТФ4 ОТФn = ТФ1+ТФ2+…+ТФn ТФn = ТД1+ТД2+…+ТДn Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ, в т.ч. подобрать и распределить кадры.

Таким образом, должностные обязанности конкретного педагога «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ педагогической деятельности ПС – ориентир для разработки образовательных программ подготовки и ПК педагогических кадров: результаты обучения (освоенные ТФ) + содержание (умения и знания) ОТФУКТФУ(П)К Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП) 6 Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение ДОП 6.1 Организация досуговой деятельности обучающихся6.1 Обеспечение взаимодействия с родителями … при решении задач обучения и воспитания 6.1 Педагогический контроль и оценка освоения ДОП6.1 Разработка программно-методического обеспечения реализации ДОП 6.2 Организационно- педагогическое обеспечение реализации ДОП 6 Организация и проведение массовых досуговых мероприятий 6.2 Развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых 6.3 Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.

6.3 Организационно- методическое обеспечение реализации ДОП 6 Организация и проведение исследований рынка услуг ДО детей и взрослых 6.3 Организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами ДО программно-методического обеспечения 6.3 Управление качеством ДОП в организации…6.3 Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых Характеристика ОТФ в ПС По каждой ОТФ в ПС приводятся: Возможные наименования должностей Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе Устанавливается связь с действующими классификаторами (ОКЗ, ЕКС, ОКСО) По каждой ТФ в ПС приводятся: Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Характеристика ТФ в ПС ПС 24 Работодатели: идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли Государство: формировать политику в области занятости населения Работник: определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост Сфера образования: формировать и обновлять ФГОС и образовательные программы, разрабатывать КОСы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей) Кому и зачем нужны ПС? НИУ МГУ СпбГУ 1 2 ФГОС ФГОС= ПРОГРАММА ФГОС «РАМОЧНОСТЬ» ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФГОС-2 ФГОС-3 ФГОС-4 НАПРАВЛЕННОСТЬ НАЗНАЧЕНИЕ ФГОС ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ УРОВЕНЬ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФГОС РАЗВИТИЕ ПЕРЕЧНЯ ПРОГРАММ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ НАУКА ДРУГИЕ … СТАНДАРТНАЯ ЧАСТЬ ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП ???

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Культура, образованность ???

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональное и социальное саморазвитие ??? ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Общеотраслевые требования Объекты стандартизации ФГОС: результаты образования НЕ КВАЛИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА ОБР-ЯПРОГРАММА Профессиональный стандарт (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ Сертификация Аттестация Сертификация — подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта.

ПС разрабатываются лидерами в своей области деятельности, широко обсуждаются в профессиональном сообществе. Сертификацию проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты из числа опытных специалистов по данному виду деятельности Аттестация — оценка соответствия квалификации занимаемой должности.

Оценка проводится «внутренними экспертами», для образовательных программ — часто, теми, кто обучал

Транскрипт

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Внедрение профессиональных стандартов в сфере образования Ольга Фридриховна Клинк, к.п.н, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФИРО (г. Москва) 2 III. Порядок применения ПС 25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении Утратил персоналом, силу с 1 июля при организации 2016 года.

обучения и аттестации Постановление работников, разработке Правительства должностных РФ инструкций, от тарификации работ, присвоении N 406. тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; НО В ПРИКАЗЫ МИНТРУДА, б) образовательными организациями профессионального образования УТВЕРЖДАЮЩИЕ при ПС разработке В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, профессиональных образовательных АНАЛОГИЧНОЕ программ; ИЗМЕНЕНИЕ НЕ ВНЕСЕНО в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; НО В ПРИКАЗЫ МИНТРУДА, б) образовательными организациями профессионального образования УТВЕРЖДАЮЩИЕ при ПС разработке В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, профессиональных образовательных АНАЛОГИЧНОЕ программ; ИЗМЕНЕНИЕ НЕ ВНЕСЕНО в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Постановление Правительства РФ от N 23

«О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»

3 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ПС) МИНТРУД РОССИИ Работодатели,Ф ОИВы, РОИВы профсоюзы МОН РФ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПС НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПС ПС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: — определяет перечень для разработки — готовит заключение по проектам ПС — обеспечивает внедрение ПС ИНЫЕ ПС — обеспечивает применение при разработке ФГОС и образовательных программ проф.обучения, профобразования и ДПО, применении результатов ПОА 4 Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации«(вступает в силу с 1 июля 2016 года) 5 Трудовой кодекс РФ (в новой редакции) Статья Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ПС) Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

ПС — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ТФ) Статья Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов Порядок разработки и утверждения ПС, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС, ЕКСД, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в ПС, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 6 Статья Порядок применения ПС Если настоящим Кодексом, другими ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной ТФ, ПС в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в ПС и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками ТФ, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Рекомендуем прочесть:  Гк рф ст 440 497 500

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения ПС. 7 Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью 1.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. 8 Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 51.

Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования 2.

Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. 9 Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 52.

9 Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 52. Иные работники образовательных организаций 1.

В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административнохозяйственных, производственных, учебновспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

2. Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

10 Федеральный закон от ФЗ Статья 2 Внести в ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

«Об образовании в РФ следующие изменения: 1) часть 7 статьи 11 изложить в следующей редакции: «

7. Формирование требований ФГОС ПО к результатам освоения основных образовательных программ ПО в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

«; 2) часть 8 статьи 73 изложить в следующей редакции: «

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе ПС (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.».

11 Федеральный закон от ФЗ Статья 4 1. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения ПС в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. 2. ФГОС ПО, утвержденные до дня вступления в силу настоящего ФЗ, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 ФЗ от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции настоящего ФЗ), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего ФЗ.

12 ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 8 сентября 2015 г. 608н Об утверждении профессионального стандарта

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

1.

Утвердить профессиональный стандарт 2. Установить, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года. 13 Работодатели: прием на работу (соблюдение требований к квалификации) подбор и расстановка педагогов и руководителей образовательных организаций, стимулирование качества труда работников (в т.ч.

через «эффективный контракт», организация подготовки и ПК Работники: определение своего профессионального уровня, планирование повышения квалификации и карьерного роста ПРИМЕНЕНИЕ ПС ПС Органы власти: формирование и реализация кадровой политики в сфере образования Службы по надзору в образовании: контроль соответствия квалификации педагогов и руководителей требованиям ПС Система непрерывного профессионального образования: формирование и обновление ФГОС, образовательных программ, оценка соответствия подготовки выпускников требованиям ПС Информационнометодическое обеспечение разработки и внедрения ПС Нормативнометодическое обеспечение внедрения ПС Модернизация системы непрерывного педобразования 13 14 Актуальность разработки ПС Показатели ЕКСД, ЕТКС ПС Предмет Единица описания Содержание и характер описания Разработчики Должность / профессия Должность / профессия Общее, «экземпляристское» описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации (образование, опыт работы) Минздравсоцразвития России совместно с ФОИВ Вид профессиональной деятельности Трудовая функция ВПД =>ОТФ=>ТФ=>ТД, умения и знания Последовательная декомпозиция, системное описание ПД Проф. сообщество, работодатели???? Поэтапная замена ЕКСД, ЕТКС на ПС????

План разработки ПС, п.12 (Распоряжение Правительства РФ от ) Комплексный план мероприятий по разработке ПС, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на гг., п.16, срок исполнения IV кв г.(распоряжение Правительства РФ от ) 15 Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта* Вид профессиональной деятельности (ВПД) — совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда ОТФ ОТФ ОТФ Обобщенная трудовая функция (ОТФ) совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ Трудовая функция (ТФ) система трудовых действий в рамках ОТФ * Приказ Минтруда России от «29» апреля 2013 года 170н 16 ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ ТФ Методические рекомендации: «Возможные наименования должностей» — примеры наименования должностей работников, выполняющих данную ОТФ ТФ — трудовая функция ОТФ обобщенная ТФ 17 Профессиональный стандарт (ПС) Описывает ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, обеспечивающую (ий) достижение поставленных в рамках бизнес-процесса целей (задач) Не описывает требования к человеку (работнику), должностные обязанности Задача управления обеспечить выполнение всех ОТФ и ТФ управляемого бизнес-процесса, в т.ч.

подобрать и распределить кадры. Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ бизнес-процесса 18 СПО и ДПО: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Возможные должности Преподавание по программам СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Организация и проведение учебнопроизводственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно-методическое обеспечение Научно-методическое обеспечение Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся Преподаватель Мастер производственного обучения Методист Старший методист Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) 19 ВО и ДПО: обобщенные трудовые функции Возможные должности Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации * Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП * Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Ассистент Преподаватель Ст.
Таким образом, должностные обязанности отдельного работника «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ бизнес-процесса 18 СПО и ДПО: обобщенные трудовые функции (ОТФ) Возможные должности Преподавание по программам СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Организация и проведение учебнопроизводственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно-методическое обеспечение Научно-методическое обеспечение Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся Преподаватель Мастер производственного обучения Методист Старший методист Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) 19 ВО и ДПО: обобщенные трудовые функции Возможные должности Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации * Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП * Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся Ассистент Преподаватель Ст. преподаватель Доцент Профессор Куратор (НЕ ДОЛЖНОСТЬ) *К данной ОТФ также относится преподавание по иным программам ВО и ДПП, если соответствующие курсы, дисциплины (модули) ориентированы на подготовку не выше 6 (7) уровня квалификации (например, ин.язык в аспирантуре, не связанный с его освоением как профессии) 20 Реальность сложнее!

Каков уровень квалификации ОТФ? Одинаков ли уровень квалификации: «преподавателя», «мастера ПО», «педагога ДО» ППС?????? Инженеры / специалисты разной категории???

Рабочие разных разрядов См. Уровни квалификации в целях разработки проектов ПС приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148н) 21 -Полномочия и ответственность -Характер умений, — Характер знаний Уровень квалификации Уровни квалификации и основные пути их достижения Бак-т 4 СПО ППССЗ 3 СПО ППКРС Профобучение 7 Асп,Орд,Асс-ст Маг, Спец 1 0 Инстр Практический опыт Пути достижения ДПО: ППП, ППК Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв.

приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148н 22 Таблица дескрипторов уровней квалификации Уровень Полномочия и ответственность 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации (фрагмент) Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: ВО — программы бакалавриата, СПО — программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительные профессиональные программы, практический опыт 23 Уровень Таблица дескрипторов уровней квалификации Полномочия и ответственность 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений (фрагмент) Характер умений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Характер знаний Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения : программы магистратуры или специалитета, дополнительные профессиональные программы практический опыт 24 Таблица дескрипторов уровней квалификации Уровень Полномочия и ответственность 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли (фрагмент) Характер умений Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Характер знаний Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт 25 Педагогическая деятельность в СПО, ДПО, ПО ОТФ УК ТФ У(П)К Преподавание по программам профобучения, СПО и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Организация и проведение учебнопроизводственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационнопедагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО 6 Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профобучения, СПО и(или) ДПП Педагогический контроль и оценка освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профобучения, СПО и(или) ДПП Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профобучения, СПО и(или) ДПП 6 Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ проф.

148н 22 Таблица дескрипторов уровней квалификации Уровень Полномочия и ответственность 6 Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации (фрагмент) Характер умений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Характер знаний Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации Основные пути достижения уровня квалификации: ВО — программы бакалавриата, СПО — программы подготовки специалистов среднего звена, дополнительные профессиональные программы, практический опыт 23 Уровень Таблица дескрипторов уровней квалификации Полномочия и ответственность 7 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений (фрагмент) Характер умений Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых методов, технологий Характер знаний Понимание методологических основ профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации Основные пути достижения : программы магистратуры или специалитета, дополнительные профессиональные программы практический опыт 24 Таблица дескрипторов уровней квалификации Уровень Полномочия и ответственность 8 Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли (фрагмент) Характер умений Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Характер знаний Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности Основные пути достижения уровня квалификации: программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки программы магистратуры или специалитета дополнительные профессиональные программы практический опыт 25 Педагогическая деятельность в СПО, ДПО, ПО ОТФ УК ТФ У(П)К Преподавание по программам профобучения, СПО и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Организация и проведение учебнопроизводственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационнопедагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО 6 Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профобучения, СПО и(или) ДПП Педагогический контроль и оценка освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профобучения, СПО и(или) ДПП Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профобучения, СПО и(или) ДПП 6 Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ проф.

обучения и(или) программ подготовки квал.рабочих, служащих Педагогический контроль и оценка освоения квалификаций рабочих, служащих в процессе учебнопроизводственной деятельности обучающихся Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса 6 Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии 26 Педагогическая деятельность в СПО, ДПО, ПО (продолжение) ОТФ УК ТФ У(П)К Организационнометодическое обеспечение реализации программ СПО, ДПП и программ ПО 6 Организация и методическое обеспечение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и(или) ДПО и(или) профессионального обучения 6.3 Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения 6.3 Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и др.

6.3 Научнометодическое и учебнометодическое обеспечение реализации программ СПО и ПО 7 Организация разработки и разработка научнометодического и учебно-методического обеспечения реализации программ СПО и(или) ПО Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ СПО и(или) ПО 27 ОТФ УК ТФ У(П)К Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации Педагогическая деятельность в ВО и ДПО 7 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий 6.2 Участие в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся под руководством 6.2 специалиста более высокой квалификации Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими 7.1 учебных занятий Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин 7.1 (модулей) или отдельных видов учебных занятий 8 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) 7.2 Проф.поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) 28 Педагогическая деятельность в ВО и ДПО (продолжение) ОТФ УК ТФ У(П)К Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентурыстажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации 8 Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров ВК и(или) ДПП 7.3 Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и(или) ДПП 8.2 Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов 8.2 Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану 8.2 Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и(или) ДПП Организационнопедагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО 6 Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВО 6.1 Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии 6.1 29 Педагогическая деятельность в ВО, СПО ОТФ Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) У К 6 ТФ Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями) У(П) К 30 Характеристика ОТФ в ПС По каждой ОТФ в ПС приводятся: Возможные наименования должностей Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы Особые условия допуска к работе Устанавливается связь с действующими классификаторами (ОКЗ, ЕКС, ОКСО) Характеристика ТФ в ПС По каждой ТФ в ПС приводятся: Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания См. профессиональный стандарт 31 ПС как инструмент развития кадрового потенциала Определение требований к квалификации Рациональная расстановка, организация взаимодействия Эффективный контракт, аттестация Непрерывное образование работников, ПК, в т.ч.

корпоративное Разработка ФГОС, ОПОП, ДПП, обеспечивающих подготовку с учетом требований ПС Независимая оценка квалификации.??? 32 Прием на работу и(или) назначение на должность: определение требований к квалификации педагогических работников ТК РФ Статья 195.3: если настоящим Кодексом, другими ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной ТФ, ПС в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Статья 57: трудовая функция — работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы ТК РФ, статья 195.1: квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника Профессиональный стандарт ОТФ совокупность связанных между собой ТФ, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе. ТФ система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции ФЗ «Об образовании в РФ», статья 60: уровень проф.

образования и(или) квалификация, указываемые в документах об образовании и(или) о квалификации, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено ФЗ 33 ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ и ОПЫТУ РАБОТЫ ОТФ В основа должности ОТФ А основа должности МАСТЕР ПО ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПО — ППССЗ или ВО — бакалавриат, направленность которого, как правило, соответствует ДПО проф.переподготовка, направленность которой соответствует области проф.

деятельности, осваиваемой обучающимися преподаваемому уч. предмету, курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии пед. образования ДПО в области проф.

образования и(или) проф.обучения; ДПП м.б. освоена после трудоустройства Для преподавания дисциплин (модулей) проф. цикла программ СПО — обязательно обучение по ДПП ПК, в т.ч.

в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года — обязателен опыт работы в области проф.

деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому уч. предмету, курсу, дисциплине (модулю) Рекомендуется обучение по ДПП по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года 34 ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ и ОПЫТУ РАБОТЫ ОТФ F основа должности МЕТОДИСТ ОТФ G основа должности СТАРШИЙ МЕТОДИСТ ВО бакалавриат и ДПО в ВО специалитет или магистратура, области метод.

или ДПО на базе ВО проф. деятельности в ПО переподготовка, направленность которой ВО специалитет или магистратура; как правило, соответствует ОП или уч. предмету, курсу, дисциплине (модулю) рекомендуется ДПО в При отсутствии пед. образования области методической рекомендуется ДПО в области метод.

деятельности в ПО деятельности в ПО Высшее пед. образование магистратура в области метод деятельности в ПО Бакалавр — работа преподавателем или мастером ПО не менее двух лет Магистр или специалист — 0 Работа методистом, преподавателем или мастером ПО не менее двух лет Рекомендуется обучение по ДПП по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года 35 А ЕСЛИ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ? ВАРИАНТ 1: ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ ВАРИАНТ 2: «Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКСД и (или) ПС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности п.

23. приказа Минобрнауки России от N 276

«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

36 ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ и ОПЫТУ РАБОТЫ ОТФ Н основа должностей АССИСТЕНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, СТ.ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВО специалитет или магистратура, или ДПО на базе ВО (специалитет или магистратура) проф. переподготовка, направленность которой как правило, соответствует уч. предмету, курсу, дисциплине (модулю) При несоответствии направленности образования — опыт работы в области проф.

деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей учебному курсу, дисциплине (модулю) Ассистент: без предъявления требований к стажу работы Преподаватель: стаж работы в ОО не менее 1 года; при наличии ученой степени (звания) — без предъявления требований Ст.преподаватель: стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени (звания) — без требований Систематические занятия научной, методической, художественнотворческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности ОП и (или) учебному курсу, дисциплине (модулю) Рекомендуется обучение по ДПП по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года 37 ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ и ОПЫТУ РАБОТЫ ОТФ I основа должности ОТФ J основа должности ДОЦЕНТ ПРОФЕССОР ВО — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность которого, как правило, соответствует учебному курсу, дисциплине (модулю) ДПО на базе проф. переподготовка, направленность которой соответствует При несоответствии направленности образования — опыт работы в области проф.

деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей учебному курсу, дисциплине (модулю) Стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет При наличии ученого звания — без предъявления требований к стажу Стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет Систематические занятия научной, методической, художественнотворческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности ОП и (или) учебному курсу, дисциплине (модулю) Рекомендуется обучение по ДПП по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года 38 КРОМЕ ЭТОГО: в поле «особые условия допуска к работе» ОТФ I основа должности ОТФ J основа должности ДОЦЕНТ ПРОФЕССОР Ученая степень (звание) (кроме преподавания по образовательным программам в области искусства, физической культуры и спорта) Для руководства подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану: наличие публикаций в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях и (или) представления на национальных и международных конференциях результатов научноисследовательской (творческой) деятельности, соответствующей области исследований аспиранта (адъюнкта) Для руководства подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану: почетное звание Российской Федерации 39 ДПО работников ТК РФ, статья 196 Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

40 ДПО педагогических работников Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 47, часть 5, пункт 2: педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Статья 28, пункт 5, часть 3: создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации 41 Расстановка педагогических кадров и определение функционала работников ТК РФ, статья 56 Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. 42 ТК РФ, статья 57 Содержание трудового договора Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов 43 Разработка должностных обязанностей на основе ПС: 1) работодатель может взять за основу описание ОТФ, в поле «возможные наименования должностей, профессий» которых указана соответствующая должность.

2) работодатель при определении обязанностей работника может включать в них ТФ и ТД из других ОТФ одного ПС или ТФ из других ПС (куратор, профориентация ) 3) работодатель может распределять трудовые действия (ТД), содержащиеся в описании отдельных ТФ, предусмотренных ПС, между несколькими должностями, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы. 44 Педагогическая деятельность, обеспечивает достижение целей (задач) обучения и воспитания зафиксированных в ФЗ «Об образовании в РФ», подзаконных актах, в т.ч.

в ФГОС Задача управления обеспечить выполнение всех ТФ, в т.ч. подобрать и распределить кадры.

Таким образом, должностные обязанности конкретного педагога «набираются» из трудовых функций и трудовых действий, описанных в ПС; коллектив организации в целом должен выполнять «полный набор» ТФ педагогической деятельности 45 Расстановка педагогических кадров и определение функционала работников: полезные вопросы Все ли ТФ, соответствующие реализуемым ОП, необходимо выполнять организации (полностью или частично)?

(например, научно-методическое, профориентационное обеспечение может поступать извне полностью или частично).

Все ли ТФ, выполнение которых необходимо, «обеспечены» педагогическими кадрами в полном объеме? Достаточна ли квалификация педагогов для выполнения ТФ? 46 Возможные выводы руководителя в части расстановки кадров, организации их взаимодействия, подготовки и повышения квалификации, привлечения кадров — Изменить штатное расписание: — Направить на курсы ПК «.» (стажировку, в т.ч.

«не ПК») — Обеспечить привлечение специалистов из профильных организаций — Обеспечить привлечение педагогов (молодых специалистов) — Организовать (обеспечить развитие) «наставничества» Ф.И.О.

наставника Ф.И.О. начинающего педагога — Создать рабочие группы по разработке (актуализации) ОП — Изменить (дополнить, перераспределить) должностные обязанности, выполняемые по должности в рамках базовой ставки (при усложнении увеличение зар.платы) -Предложить (оформить) совмещение должностей -Предусмотреть стимулирующие выплаты за Приказ Минобрнауки России от N 1601

«О продолжительности рабочего времени (нормах часов пед.работы за ставку заработной платы) и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

47 Независимая оценка — подтверждение компетентным органом соответствия квалификации соискателя положениям проф.

стандарта (ПС). — добровольная — проводит «третья сторона» (независимая). Эксперты — опытные специалисты в данном виде деятельности Аттестация оценка соответствия педагогического работника занимаемой должности (обязательно) или требованиям кв. категории (добровольно) проводится «внутренними экспертами» ЗАКОНОПРОЕКТ «О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ» 48 ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки п.

2 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от г. 167н 49 ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ Целевые показатели эффективности работы образовательной организации С Л Е Д С Т В И Я Повышение ответственности работников за результаты труда Индивидуализация заработной платы на понятных работнику и работодателю основаниях??? Принципы и основания выбора показателей Показатели и критерии оценки качества и количества затраченного работниками труда Дифференцированная система оплаты труда У С Л О В И Я ПРИМЕНЕНИЕ УРОВНЕЙ (ПОДУРОВНЕЙ) КВАЛИФИКАЦИИ ИЗ ПС ПРИ НАЛИЧИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ УРОВНЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ 50 РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПС ОТРАСЛЕВЫЕ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ Профессиональный стандарт(-ы) (ПС) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ПС: ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ФГОС: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ АНАЛОГИЧНО ДЛЯ ПРОГРАММ ПРОФПЕРЕПОДГОТОВКИ 51 ФГОС / СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ПРОФ.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+